Кто такие ловцы муравьев?

Лови муравья!

Девушка размахивала сачком, стоя по пояс в траве ботанического сада в Минске. Я знаю, это ловец муравьев, по-научному энтомолог.  В стране всего два таких специалиста по муравьям, и один из них — Екатерина Маковецкая, младший научный сотрудник лаборатории наземных беспозвоночных животных НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам.

Екатерина Маковецкая использует эксгаустер для ловли насекомых.

Тайны ботанического сада

Рядом с аллеей кленов ходы черных садовых муравьев. В Беларуси они встречаются довольно часто.

— Их считают вредителями, поскольку они забираются в дома, устраивают гнезда между тротуарными плитками, — Екатерина отправила пару насекомых в пробирку. — Помню, несколько лет назад была публикация, что Минск стоит на огромном муравейнике. Что, в общем-то, правда. Эти маленькие обитатели города повсюду.


Особенно это заметно в середине лета, когда большое количество самок и самцов поднимается в воздух. Ничего страшного в этом нет, у них просто жизненный цикл такой. Именно в воздухе во время танцев образуются пары. Этот период, признается научный сотрудник, удобен для поимки. Ловят насекомых, когда те сидят на муравейниках и рабочие особи готовят их к полету: разглаживают крылья, чистят. А вот если вы в дикой природе увидите небольших летающих рыжих и блестящих муравьев, бегите. Эти и ужалить могут.

Черные садовые мурашки делали свои дела в подземных ходах. Их сородичи тонкой цепочкой поднимались по дереву.

— Они добывают пищу, — рассказывает эксперт. — В колонии ведь у каждого своя задача. Вот эти, которые вдоль дорожки стоят, охранники. Еще есть разведчики, добытчики пищи, рабочие и няньки. Но для данного вида это скорее возрастное деление. По мере взросления насекомые выполняют разные функции. Такие вот карьерные лифты.


У других видов, к примеру, охранниками могут быть только те, кто больше и сильнее остальных. Что не менее любопытно, в этой кастовой системе большинство должно попрощаться с королевскими амбициями, а, скажем, рабочие обязаны напрочь забыть о размножении.

Дом не под каждым листом

Екатерина рассказала, что в Беларуси 62 известных вида муравьев, а вообще в мире их несколько тысяч. Богатое разнообразие — в тропиках. Кроме того, что для разных климатических условий характерны свои виды, так они еще и там заселяют разные места. У нас тоже есть насекомые, принципиальные в выборе местности. Одни селятся только на лугах, другие — у болот, третьи — в лесах, как, к примеру, рыжие лесные. В общем, целый мир. Собственно, ради того, чтобы это доказать, прежде всего самой себе, наша героиня и подалась в науку:

— Началось все в студенчестве. У меня была идея доказать, что у муравьев есть своя цивилизация, разделение на касты, профессии. Хотелось изучить поведенческие аспекты. Кстати, вы знали, что у них есть даже домашние животные — тля?.. Мне очень повезло, когда на биофаке БГУ моим научным руководителем стал занимавшийся энтомологией и этологией (изучением поведения) Виктор Хвир. Так муравьи остались моим научным интересом и в магистратуре, и теперь. Ловец должен отлично знать, какие виды и где водятся. К тому же это контакт с природой. Мы ездим в командировки, любуемся потрясающими пейзажами. Благодаря своей работе я влюбилась в Беларусь еще больше и горжусь ею.


Муравьиная жизнь… по расчету?

Казалось бы, почему муравьи держатся в группе вместо того, чтобы жить поодиночке и не вкалывать за остальных? Тайна, говорит Екатерина, кроется в том числе и в генетике:

— Ряд научных работ посвящен изучению того, в чем же генетическая выгода, когда ты жертвуешь собой, чтобы какой-то родственный организм мог размножиться, питаться? Доказано, что такой альтруизм на самом деле выгоден. Так муравьям проще выжить, и большая часть генов именно так передается потомкам. Что до социальности насекомых, то разделение на касты — один из ее признаков. Такая же система у ос и пчел.


— Как общаются муравьи, как приходят к единому мнению? — интересуюсь.

— Частично здесь срабатывает инстинкт, а координация — за счет химических сигналов и касаний друг друга усиками, лапками. Те же пчелы, осы в основном передают эту информацию визуально, танцами, жужжанием.

— А если муравейник, скажем, уничтожен, как они решают, куда переехать?

— Сначала разведчики ищут подходящее место, сообщают своим, и колония принимает решение.

Екатерина ловко пробиралась через густую растительность сада, что удивляло людей, гулявших по аккуратным мощеным дорожкам.

— И вот мы у рощи рододендронов. Красота! Но нам, как вы понимаете, нужны не рододендроны, — Екатерина скрылась за кустами. — А вот и красный дуб, вот и муравьи.



Один их тоннель прятался под древесной корой. Другой сантиметров на 30—40 уходит под землю и там разветвляется. Кстати, есть виды муравьев, чья тоннельная система напоминает корневую: с отдельными камерами для зерен и личинок, камерой, где самка откладывает яйца, которые потом разносят по ячейкам.

Домашнее животное тля

Часто эти насекомые строят тоннели вдоль растений, на которых сами выращивают тлю. На зиму «домашний скот» обычно прячут, а с теплом снова выносят на кормовые растения, и тля продолжает развиваться. А еще, бывает, выращивают грибы. В нашем понимании это обычная плесень, для муравьев — пища. Такие вот они хозяйственные.

Вот и при нас мелкие обитатели ботанического сада бегут вверх по дубу собирать сок и пасти тлю. Часть хода прикрыта мхом от посторонних глаз.

— Для более-менее серьезных исследований мы ищем гнездо, ведь для большей достоверности нужно до 10 рабочих особей. А еще лучше — самок и самцов.


И как только их отличает? «Дело опыта», — с этими словами Екатерина приоткрыла кусок мха. Насекомые всполошились, стоило младшему научному сотруднику на время похитить одного из них. С возвращением сородича хаотическое движение прекратилось и колония вернулась к привычным хлопотам.

— Изучаем их, к примеру, для того чтобы понимать, где и какие виды обитают, какие приносят пользу, вред, как с ними наиболее эффективно бороться. Плюс чисто фундаментальный научный интерес. А вот и нужный нам муравейник.

Мы возле отдела лекарственных и пряно-ароматических растений. Здесь еще студенткой БГУ Е. Маковецкая проходила практику. Сейчас жарко и насекомые держатся в тени. Крупные дыры в муравейнике — это что-то вроде вентиляции. Кстати, сам он достаточно низкий. Екатерина объяснила: чтобы муравейник не так сильно нагревался, на лето его жильцы растаскивают травинки, а к весне возвращают обратно. А обитают здесь рыжие лесные муравьи. Одного сотрудница по инерции усадила себе на ладошку:

— О, он начинает меня кусать. Ладно, иди. Растревожены, что я у них ненадолго товарища забрала.


Местная охрана у входа в муравьиный дом чужаков не пускает, их моментально атакуют. Конечно, своих в лицо стражи тоже не знают, мол, что это Вася, а это Петя. Распознают их по запаховым меткам.

Эксгаустер и коллекция начала ХХ века

Для ловли мелких насекомых Екатерина использует эксгаустер, это что-то вроде маленького пылесоса. И — в пробирку. В НПЦ их тысячи. В местной коллекции собраны муравьи со всего мира. Вот муравьи-мародеры. Они живут в чужих гнездах или попросту их разоряют. Есть виды, которые забирают корма, а есть те, кто уносит даже чужих рабочих и их личинок, чтобы вырастить себе рабов.

Самые первые экземпляры появились в здешнем фонде в начале ХХ века. В лаборатории муравьев рассматривают под микроскопом, фотографируют. Даже замеряют части тела. Е. Маковецкая взяла матрасик с особями — и под микроскоп.


— Этот из рода формиков, — молодой ученый принялась, как обычно, изучать характер окраски, соотношение цветов, переднюю часть мордочки, а еще — сколько каких волосков и где они растут, есть ли шипики на спине и какой они формы… Интересная, надо сказать, эта работа!

А ВЫ ЗНАЛИ, ЧТО:

• Муравьи — родственники ос. И не у каждой осы есть жало, зато оно имеется у некоторых муравьев.

• Муравьи не съедают себе подобных. За ранеными ухаживают, а погибших хоронят в том числе в муравейниках, где есть ячейка-кладбище.

• Считают свои шаги, это что-то вроде ориентира.

• Самая крупная колония (аргентинских муравьев) была зафиксирована в 2009 году: она растянулась вдоль средиземноморского побережья на 6000 километров.

• Некоторые виды муравьев уничтожают растения, которые им не нравятся. К примеру, есть леса, которые называют дьявольскими садами. Там растут исключительно деревья одного вида, с которыми у муравьев симбиоз, с другой растительностью насекомые расправляются.

• Одно время считалось, что муравьи не используют зрение, однако ряд экспериментов доказал обратное.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter