Ловец комет и астероидов.

или Как обыкновенный слесарь из ЖЭУ стал звездочетом. Кто-то ездит на дачу выращивать огурцы и помидоры, кто-то просто отдохнуть от городской суеты и шума, а Сергей ШУРПАКОВ построил на своих шести сотках самый мощный в стране телескоп. Да такой, что Международный центр изучения малых планет в Кембридже включил астронома-любителя в число 50 лучших наблюдателей комет. Теперь его информацией могут пользоваться даже ученые Национального аэрокосмического агентства США.

или Как обыкновенный слесарь из ЖЭУ стал звездочетом.

Кто-то ездит на дачу выращивать огурцы и помидоры, кто-то просто отдохнуть от городской суеты и шума, а Сергей ШУРПАКОВ построил на своих шести сотках самый мощный в стране телескоп. Да такой, что Международный центр изучения малых планет в Кембридже включил астронома-любителя в число 50 лучших наблюдателей комет. Теперь его информацией могут пользоваться даже ученые Национального аэрокосмического агентства США.

Дотянуться до звезд

Дача Сергея Шурпакова находится недалеко от Орши, но петлять по бездорожью нам пришлось добрых полчаса. Зато отыскать нужную улицу и дом труда не составило: Сергей уже давно стал местной знаменитостью, а его астрономические достижения по достоинству оценили профессионалы из разных стран.
На первый взгляд самодельная обсерватория не представляет ничего особенного: кирпичное, овальной формы строение, увенчанное куполом диаметром в пять метров. Но установленному внутри телескопу могли бы позавидовать многие астрономы. Сконструированный собственными силами и фактически из подручных материалов, уникальный прибор позволил Сергею открыть свыше 20 малых планет (астероидов).
— Никогда не рисовал чертежей и не делал сложных расчетов, — раскрывает секреты сборки телескопа талантливый мастер-самоучка. — Все держал в голове и шаг за шагом воплощал в реальность. Основной материал — железо со свалки, сам резал, придавал нужную форму, красил. Знакомый токарь выточил нужные шестеренки и валы. С зеркалом — главным элементом для любого телескопа — помог приятель из Москвы, у которого своя оптическая фирма. Такими мощными зеркалами сегодня могут похвастаться разве что крупные обсерватории мира.
Для удобства Сергей даже придумал систему управления телескопом, напоминающую обычный дистанционный пульт к телевизору. Задаешь нужные координаты, и труба наводится на объект в считаные секунды.
...А началось все с того, что, будучи десятилетним мальчишкой, Сергей, гуляя в парке недалеко от школы, поймал гонимый ветром листок с фигурками созвездий. С этим листком пошел в библиотеку и попросил дать почитать что-нибудь про звезды, абсолютно не подозревая о существовании такой науки, как астрономия. Ему предложили книгу “Туманность Андромеды” и какой-то учебник. Тяга к космическому пространству оказалась настолько сильна, что на второй план отошла даже Витебская спортшкола, где подросток подавал большие надежды в легкой атлетике.

Не из тщеславия

Несмотря на то что в ясную ночь звездочет способен просидеть за телескопом до самого рассвета, семья благосклонно относится к его увлечению. Особенно в восторге дети, для которых обзор звездного неба сопровождается увлекательным рассказом отца о планетах и созвездиях.
— Открываешь вечером купол, смотришь в телескоп, и взору предстает феерическая картина, — делится впечатлениями Сергей. — Ощущаешь себя на каком-то корабле, плывущем вдаль по небосклону, а вокруг тебя одно только небо и мириады ярких звезд.
По его словам, очень интересно наблюдать за Луной, на поверхности которой отчетливо видны огромные разломы, кратеры и впадины. У Сатурна великолепно смотрятся кольца. Любопытно наблюдать и за Юпитером, на его поверхности хорошо заметны следы от взрывов, вызванных падением кометы еще в 1994 году. Сила телескопа такова, что в него легко можно разглядеть панели спутников и даже момент стыковки Международной космической станции с грузовым кораблем. К астроному-любителю не раз обращались с предложениями о сотрудничестве военные, но у него своя позиция на сей счет.
— Исследование космоса представляет для меня чисто научный интерес, — объясняет Сергей. — Как любой увлеченный человек, я хочу открывать новые объекты, и не из тщеславия. Астрономия толкает меня к тому, чтобы моя деятельность помогла понять происхождение нашего мира.
Соседи по даче такому, извиняюсь за каламбур, соседству только рады. Мол, не пьет, не курит, спортом занимается, смотрит на звезды и пусть себе смотрит. Может, рано или поздно откроет новую комету.
Кстати, шансы на новые открытия у Сергея Шурпакова довольно велики. По точности его наблюдения за тремя астероидами — Венгрией, Вероникой и Крестенцией, практически совпали с данными самых мощных обсерваторий мира. Разница в определении орбиты составила всего 0,2 угловой секунды. За это Международный центр по малым планетам в Кембридже присвоил дачной обсерватории “Таурус” международный код — А98. Теперь, к примеру, ученые из НАСА могут попросить белорусского астронома отследить объекты, которые будут видны только в нашем полушарии.

Что не хватает для полного счастья

А вот к НЛО, инопланетным цивилизациям он относится скептически и существование жизни на Земле считает уникальным стечением обстоятельств и необходимых условий. Говорит, если нашу планету сместить с орбиты всего на пару километров, ничтожное для космических просторов расстояние, то жизнь на ней никогда бы не зародилась.
Нашему герою для полного счастья не хватает нового автоматизированного телескопа, открытия собственной кометы и... национальной астрономической обсерватории.  Ведь за звездами сейчас наблюдают преимущественно любители, а это дело должно быть поставлено на профессиональную основу. 
— Астероиды, открытые нами, могли бы получить красивые белорусские имена, — говорит Сергей Шурпаков. — Мы бы знали, что в космосе над нами несутся астероиды Полесье, Купала, Колас. Придем к этому, тогда будем полноценной космической державой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter