Лондонская несдюжинность, или Олимпиада упущенных возможностей

Итоги ХХХ летних Игр заставляют всерьез задуматься об эффективности системы спорта высоких достижений Четырнадцатый день Олимпиады обещал нам хоть минимальное, но пополнение медальной копилки. Конечно, все надежды возлагались на чемпионку Пекина-2008 в метании молота Оксану Менькову. Большую часть четырехлетнего цикла могилевчанка пропустила по уважительной причине, став матерью, но в минувшем году вернулась в сектор и выдала лучшие броски в мире в нынешнем сезоне. После того как бросок на 78,19 метра перекрыла россиянка Татьяна Лысенко, белоруска ответила 78,69. Между этими атлетками и ожидался главный спор за олимпийскую корону Лондона. Однако в финале у Меньковой сразу не задались броски. Лишь с третьей попытки она сумела войти в число восьми сильнейших с результатом 74,40. Увы, последующие три броска у нее и вовсе не получились, и этот показатель так и остался лучшим. В итоге лишь 7-е место — поистине плачевный результат. Отметим, что и в финале Менькова оказалась лишь в последнем вагоне, только в заключительной попытке выполнив квалификационный норматив. Эта «черта характера» у нее проявлялась уже не на одном топ-турнире. А победителем Игр, как и следовало ожидать, стала Лысенко, отправившая в «золотой попытке» снаряд на 78,18 метра. В микст-зону Оксана пришла мрачнее тучи и с трудом сдерживала наворачивавшиеся слезы: — Неудачное выступление. Не могу пока сказать, что конкретно не получилось, со стороны себя не увидишь. Возможно, очень многого хотела, и это желание все и перебило. Что дела не идут, поняла еще в начале соревнований, но собралась и прошла с третьей попытки в решающую стадию. Хотя перед ней было страшно, ведь двумя неполучившимися бросками загнала себя в угол. Обстановка в секторе была нормальная, хотя у судей случился серьезный сбой. С эмоциями вроде бы справилась. Давления со стороны руководства команды не было. Была спокойная обстановка. Минспорта все для нас сделало, что требовали. В Лондон прибыли за два дня до состязаний. Молот взяла в руки только в день квалификации... На снимке: в Лондоне прошла церемония закрытия ХХХ летних Олимпийских игр. Фото: Геннадий СЕМЕНОВ, БЕЛТА

Итоги ХХХ летних Игр заставляют всерьез задуматься об эффективности системы спорта высоких достижений

Плачевный результат

Четырнадцатый день Олимпиады обещал нам хоть минимальное, но пополнение медальной копилки. Конечно, все надежды возлагались на чемпионку Пекина-2008 в метании молота Оксану Менькову. Большую часть четырехлетнего цикла могилевчанка пропустила по уважительной причине, став матерью, но в минувшем году вернулась в сектор и выдала лучшие броски в мире в нынешнем сезоне. После того как бросок на 78,19 метра перекрыла россиянка Татьяна Лысенко, белоруска ответила 78,69. Между этими атлетками и ожидался главный спор за олимпийскую корону Лондона. Однако в финале у Меньковой сразу не задались броски. Лишь с третьей попытки она сумела войти в число восьми сильнейших с результатом 74,40. Увы, последующие три броска у нее и вовсе не получились, и этот показатель так и остался лучшим. В итоге лишь 7-е место — поистине плачевный результат. Отметим, что и в финале Менькова оказалась лишь в последнем вагоне, только в заключительной попытке выполнив квалификационный норматив. Эта «черта характера» у нее проявлялась уже не на одном топ-турнире. А победителем Игр, как и следовало ожидать, стала Лысенко, отправившая в «золотой попытке» снаряд на 78,18 метра.

В микст-зону Оксана пришла мрачнее тучи и с трудом сдерживала наворачивавшиеся слезы:

— Неудачное выступление. Не могу пока сказать, что конкретно не получилось, со стороны себя не увидишь. Возможно, очень многого хотела, и это желание все и перебило. Что дела не идут, поняла еще в начале соревнований, но собралась и прошла с третьей попытки в решающую стадию. Хотя перед ней было страшно, ведь двумя неполучившимися бросками загнала себя в угол. Обстановка в секторе была нормальная, хотя у судей случился серьезный сбой. С эмоциями вроде бы справилась. Давления со стороны руководства команды не было. Была спокойная обстановка. Минспорта все для нас сделало, что требовали. В Лондон прибыли за два дня до состязаний. Молот взяла в руки только в день квалификации. Но это нормальная практика подвода к турниру. Реально можно было побороться с призерами за медали, кроме чемпионки Лысенко, которая установила олимпийский рекорд. Не промахнулась ли с выходом на пик формы? Не знаю. Возможно, последние соревнования в Минске и надо было пропустить. А мой последний серьезный международный старт состоялся три года назад. Но это вполне объяснимо: была в декретном отпуске. Наверное, этот фактор тоже сыграл определенную роль. Хотя с самочувствием проблем у меня здесь не было.

Впрочем, этими Играми спортивная карьера Меньковой не заканчивается. Намерена продолжить ее и теперь, как она заявила, будет настраиваться на чемпионат мира-2013 в Москве.

К слову, в секторе для метания молота произошел большой скандал. Судьи неточно замерили далекий бросок немки Бетти Хайдлер. Затем предложили ей повторить попытку. А после перемерили тот бросок и вернули ей уже, по сути, отнятую медаль.

Общаясь с Меньковой, одним глазом посматривали на телемонитор, установленный в микст-зоне. В это время шел финал забега на 1500 метров у женщин, в котором принимала участие и белоруска Наталья Корейво. Сам выход в эту стадию 27-летней бегуньи, которая в предыдущем забеге обновила рекорд Беларуси на 4 секунды, уже достижение. Но Наташа не ограничилась им и достойно провела финал, финишировав седьмой. В беседе с прессой Корейво не выглядела подавленной:

— В полуфинале бег был комфортнее. Обычно прохожу дистанцию в высоком темпе. К Олимпиаде так и готовилась. К сожалению, финал получился медленным, медали были разыграны тактически. Поэтому и не получилось осуществить задуманное. По ходу дистанции меня зажали в «коробочку». Чтобы выбраться из нее, нужно было сбавить темп и перейти на третью дорожку. Подумала, лучше держаться за группой и спуртовать на финише. Но упустила рывок лидеров, начавших его за круг до финиша. Дело в том, что одна участница забега упала, я немного сбилась и прозевала этот рывок. А так, в принципе, боролась до конца. Старалась выйти на пик формы к Играм, поэтому даже чемпионат Европы пропустила. Седьмым местом довольна, но все же хотелось бы немножко быть выше.

Отмечу, если бы в этот день, да и в иные, в легкой атлетике, равно как и во многих других дисциплинах, наши атлеты проявили свои лучшие качества, какие продемонстрировала эта бегунья, под занавес Игр у болельщиков бы не было столь «траурных» настроений.

«Как рабы на галерах…»

…Утром следующего дня на гребном канале Итон Дорн разговорился с журналисткой из России. Ирина из Санкт-Петербурга, глянув на стартовые протоколы, и в шутку, и всерьез предложила: «Не поделить ли пьедестал братьям-славянам?!» Обидно, что ее пожелание сбылось для Беларуси лишь наполовину.

В состязаниях каноэ-одиночек нашу страну представлял уже опытный и битый боец Денис Гаража — пятикратный чемпион мира, двукратный — Европы и многократный призер этих турниров. Но дело в том, что все его заслуги были на других дистанциях, а часть — в разных экипажах. В спринте на 200 метров, который заменил в олимпийской программе полукилометровую дистанцию, наш 25-летний каноист еще не преуспевал. Не суждено ему было это сделать и в Лондоне. Хотя по ходу заезда вполне мог нагнать бронзового призера Ивана Штыля из России.

— По десятибалльной шкале поставил бы себе пятерку, на этом месте и остановился, — отшутился прессе на первый вопрос Гаража. — До недавних пор моей профильной дистанцией были 500 метров, поэтому сегодня удовлетворен выступлением. Конечно, хотелось бы покорить пьедестал, о котором мечтает любой спортсмен. Но надо быть реалистом. Днем ранее был серьезный спор за выход в финал, так что рад и выходу в него. На «короткой воде» много нюансов, как в ее прохождении, так и в тренировочном процессе. Если на 1000 метров можно часть дистанции «прокатить», то здесь с самого начала и до упора идешь что есть мочи. Все свои награды завоевывал либо в каноэ-четверке на километре, или на «пятисотке» — в одиночке. Но два года назад, в 2009—2010 годах, эти виды исключили из олимпийской программы. Меня тогда преследовали травмы, затем была операция. Жаль, что поздновато прошел внутренний отбор на Игры, только 30 июня в Бресте, где опередил Дмитрия Войтишкина. И на усиленную подготовку к Лондону у меня оставалось всего полтора месяца.

А на прощание Денис отметил, что за полный четырехлетний цикл можно очень хорошо подготовиться к следующим Играм, а также то, что он еще очень молод и намерен продолжить свою спортивную карьеру.

Через несколько десятков минут сбылись пожелания российской журналистки. Братья-славяне поделили две верхние ступеньки пьедестала почета в финале спринта байдарок-двоек. Но для нас этот исход был с горчинкой, так как именно россияне Юрий Постригай и Александр Дьяченко стали «золотыми», а белорусские триумфаторы Пекина-2008 Роман Петрушенко и Вадим Махнев — «серебряными». Возможно, и по этой причине последний из них наотрез отказался от общения с представителями СМИ. И Петрушенко вынужден был «отдуваться» за двоих:

— Сделали работу как надо. Медаль заслуженная, хорошее окончание сезона. Даже в Пекине-2008 не было таких чувств, когда стали обладателями «бронзы». Там были совсем другие ощущения.

— Ожидали такой «прыти» от россиян?

— В принципе, да. Они были безоговорочными лидерами по сезону. Никто даже подобраться к ним не мог.

— Как загребающий лодки оценит местные условия соревнований?

— Погода для нас сложилась удачно. Ветер был относительно прямой. Условия для всех были одинаковыми. Что касается прохождения самой дистанции, оно получилось немного скомканным, особенно в середине. Много упустили и на старте. 

— Как охарактеризуешь соперников по финалу?

— В нем все чемпионы мира прошлых лет. Поэтому второе место для нас неплохо. Но россияне объективно сегодня на голову сильнее остальных. Обидно, что мы с Махневым не реализовались полностью, могли составить им и более острую конкуренцию. Просто не получилась гонка. В середине дистанции провалились, на старте многовато уступили англичанам, и потом их пришлось нагонять. И тем не менее результат нормальный, ведь спортивная карьера уже идет к закату. У нас одна из самых возрастных лодок в Лондоне. Мне уже 32, Вадиму 33 года. Собрали на трех Играх полный комплект медалей. Но пустота какая-то в душе все же присутствует. Наверное, от того, что не удалось полностью выложиться.

— В олимпийской деревне, на которую под занавес Игр поступает все больше нареканий, вас все устраивало?

— Мы ко всему привыкшие. Начинали с Белоозерска, когда сами себе кашу варили. Поэтому нам не привыкать. Привыкли к полевым, спартанским условиям.

— В Пекине-2008 у вас с Вадимом было по две награды в двух лодках. Могли бы и в Лондоне замахнуться на вторую медаль?

— В принципе, да. Хотя и сложно. Но не из-за возраста, Игры в 37 лет выигрывал одиночник. Есть потенциал, готовили четверку к топ-турниру в Дуйсбурге, стали пятыми, хотя отъездили всего неделю.

— Эта акватория лучше, чем в Пекине-2008?

— Нет, в Китае были более равные условия состязаний. И погода получше. Здесь ветер вносит свои коррективы в итоговую расстановку. Из-за сильного бокового ветра многие гребцы не пробились в финал. Наших девчат Худенко и Полторан постигла та же участь, хотя могли и за пьедестал поспорить по своему потенциалу, как мне кажется. Вместе с ними готовились. Они без борьбы легко победили в финале «В» и по времени могли быть в тройке в решающем заезде. Но они дебютантки Игр, и первый опыт, как правило, горький. Припоминаю свою первую Олимпиаду. Попросту перегорел.

— Если и в 37 лет становятся триумфаторами Игр, почему бы вам с Вадимом «не доехать» до Рио-2016?

— Будем готовиться. Главное, чтобы нас целенаправленно вели не к чемпионам мира, а к Олимпиаде. Перед Лондоном мы три цикла отработали на износ. Даже эмоционально это выхолащивает. Кубки мира необходимы для общей подготовки. Но первенство планеты — это пик формы. И в нашем возрасте еще раз выйти на него к Играм может и не получиться.

— Где сейчас ваши партнеры по «золотой» лодке-четверке Пекина-2008?

— Абалмасов завершил выступления в спорте, а Литвинчук сидел с нами в четверке в Дуйсбурге. И, думаю, на следующий год вновь будем готовить ее вместе с Литвинчуком и Юреней.

Подвел черту под последним состязательным днем и в целом стартами в Итон Дорне главный наставник национальной сборной по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович:

— Считаю, очень достойным получилось выступление Гаражи. Он сумел оказать хорошее сопротивление лидерам мировой гребли в своем классе лодок. Раньше Денис в нем не числился, но сумел мобилизоваться и подготовиться. И теперь могу смело сказать, что ему можно сочетать и средний спринт (500 метров) и короткий (200). Но для этого нужно совершенствоваться. Что касается Петрушенко и Махнева, если бы дистанция была 250 метров, были бы они чемпионами. Но победила молодежь из России. Это не только наши соперники, но и друзья. Прошли дистанцию Роман и Вадим здорово, но россияне оказались чуть резвее. Они, кстати, и по совокупности веса немного легче белорусов. А это также немаловажно в спринте.

— Как и в Пекине, в Лондоне сборная также удостоилась трех медалей, но потеряла в качестве металла?

— Однако у нас появилась первая в истории страны награда у женщин. Уже не раз говорил прессе, что готов поменять ее на медаль у мужчин. Этот трехлетний цикл прекрасная половина отработала, как рабы на галерах. И поэтому позицию на пьедестале еще нужно было завоевать. Никто так просто ее не отдавал. Они своим характером и необыкновенной работоспособностью выстрадали эту награду. Могло ли быть лучше? Может быть. По сезону они могли быть и первыми, и вторыми, и третьими. И думаю, наш молодой экипаж продолжит профессиональный рост.

— У мужчин несколько иная ситуация!

— Да, я всегда обещаю три медали. Они складываются из нашей работы. На чемпионате мира может быть и шесть, и семь, и восемь наград. И если на Играх говорю три, значит, что-то имею в запасе. Сегодня запас — Гаража. Если бы все разложилось иначе, он мог бы быть в призерах. Мог им реально стать и Юреня. Сегодня наша женская двойка-байдарка победила в финале «В» с 3—5-м результатом. Это тоже шикарный запас. Где-то боги отвернулись, особенно от Юрени. Его характер будет крепчать от Игр к Играм. И в целом я доволен командой. Теперь две-три недельки отдохнем дома и начнем готовиться к чемпионату Беларуси.

— Ваша федерация — одна из немногих среди справившихся с олимпийскими обязательствами. А был ли в душе и больший медальный план?

— Чтобы иметь 4—5 медалей, нужно большее число финалов. У нас здесь их было шесть. Поэтому надо 8—9 финалов. И чтобы все претендовали на 3—6-е места. Тогда все будет здорово. Будем над этим работать.

— Отсутствие острой конкуренции в команде вас не беспокоит?

— Конечно, огорчает. При той мощи, которой сегодня обладаем с этой скамейкой запасных, могли бы иметь в своей копилке еще одну золотую награду. Но что такое Олимпиада? Это битва методик и характеров спортсменов. Методика может быть идеальная, но атлет не очень ее приемлет, потому что он — индивидуальность, штучный товар.

— Исходя из нынешних результатов, будут ли внесены какие-то радикальные изменения в подготовку к Рио-2016?

— Теоретически и практически перед Лондоном все было нормально. 5—6-е места на Играх — тоже приличный показатель. Мы смело можем выступать с Юреней еще на двух Играх. С девчатами — тоже. Главное сейчас — провести серьезную селекционную работу. И настраиваться на Рио.

— Что-то вас удивило в Лондоне?

— Россияне. При их ресурсах, человеческих и финансовых, которыми они обладают, три медали («золото» и две «бронзы») все же маловато. Резкий прорыв в качестве совершила Украина. Одна золотая и две серебряные награды. И всего лишь двумя гребцами. Но это уникальные атлеты. Украинцы, как и белорусы и россияне, пользуются лучшим, что было наработано еще при Союзе. Мы просто совершенствуем его методику. Литва тоже. Сегодня весь пьедестал в каноэ-одиночках — бывший союзный: Украина, Литва и Россия. С англичанами работает украинский наставник. Советская система подготовки и по сей день остается самой эффективной в мире.

— В последние годы ощутимо улучшилось материально-техническое положение гребли в областных городах и столице, но районный уровень по-прежнему еще «хромает»…

— Если сегодня глава государства дает приоритетное направление спорту высших достижений, то в регионах за него должны отвечать губернаторы, а не только их замы. Только тогда мы сдвинемся с места. И отчет они должны держать, как, к примеру, по сельскому хозяйству. На некоторых гребных базах мы вообще никогда не видели руководителей областей. Сегодня, кроме создания селекционных центров, нужно срочно вводить третий урок физкультуры. Иначе «потоп», скоро в городах выбора вообще не будет. В сельской местности также свои проблемы, в первую очередь с материально-технической базой. Нужно строить утепленные эллинги, чтобы суровость гребли на байдарках и каноэ, академической не отпугивала ребятню и их родителей. Надо повсеместно создавать условия для их здорового и спортивного развития, а также для полноценной деятельности специалистов. Водные виды спорта должны, по-моему, у нас стать видом номер один. Не забывайте, что Беларусь — страна рек и озер! После Лондона нужно принимать серьезные решения при всеобщем обсуждении данного вопроса.

(Окончание читайте ЗДЕСЬ)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter