Как остановить вывоз черного лома из страны

Лом не должен быть серым

Тысячи тонн лома черного металла каждый год нелегально направляются из Беларуси в Россию. Теневой рынок чермета — сотни тысяч долларов. Несмотря на все запреты и облавы, прибыльный полукриминальный источник не иссыхает. Ежемесячно белорусские милиционеры задерживают караваны с ломом, идущие на восток. Как разорвать порочный круг?

Фото автора

Погоня со стрельбой на пустынной дороге

Картина почти из киношного детектива. 15 апреля. Чечерский район, российское приграничье. В начале пятого утра рейдовая группа милиции на автодороге между деревнями Волосовичи и Полесье обнаружила грузовик, который двигался без габаритных огней и ближнего света. Госавтоинспекторы решили остановить странный автомобиль для проверки. Подъехали ближе, и все стало понятно. ЗИЛ-131 был с верхом загружен ломом черного металла. Дальше — проблесковые маячки, сирена, погоня. Однако грузовик только увеличивал скорость. Мчал по лесным дорогам в Россию. Водитель был рисковый. Он стал блокировать милицейское авто, виляя по неширокой дороге из стороны в сторону. Требования инспекторов через громкоговоритель об остановке остались без ответной реакции. Пришлось стрелять по колесам. Меткий выстрел заставил ЗИЛ тормознуть. 24-летний житель Чечерска был задержан. При нем не оказалось ни прав, ни документов на груз и машину. История классическая. Такие погони, правда, чаще без стрельбы, в белорусско-российском приграничье происходят постоянно. 

Грузовик, доверху набитый ломом, остановился только после выстрелов по колесам.Фото УВД Гомельского облисполкома
Вес и суммы изъятого говорят сами за себя, рассказал заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Сергей Аксенчиков:

— За прошлый год в Гомельской области выявлено 167 правонарушений, связанных с незаконным оборотом лома черных и цветных металлов. Изъято 924 847 кг лома на сумму 288 908 рублей. За первый квартал 2019 года — уже 28 подобных правонарушений. Изъято почти 124 тонны лома черных и цветных металлов на сумму 21 714 рублей. 

Собирательный образ времени

В нашей стране сбор лома черных и цветных металлов строго регламентирован. Использование его позволяет снизить стоимость готового металла в два-четыре раза. Кстати, около половины стали в мире выплавляется из вторсырья. 

Беларусь не богата на природные ресурсы для электросталеплавильного производства. Но металл успешно производим. К примеру, БМЗ в 2018 году реализовал за пределы родины 2 миллиона тонн продукции на сумму 1,26 миллиарда долларов. География экспорта — 66 стран! 

Сейчас заниматься заготовкой металлолома имеют право только предприятия «Белвтормета» и организации «Белкоопсоюза». У них есть все необходимое для учета и временного хранения лома на своих территориях в соответствии с санитарными требованиями. Здесь стоит остановиться подробнее. Промышленный лом, который образуется в процессе работы предприятий, сдают в пункты приема «Белвтормета» сами предприятия. Обычным гражданам (без лицензии) собирать, хранить его запрещено. Сдавать в пункты заготовки можно только бытовой лом — ненужные металлические предметы, которые периодически появляются в наших домах. Конечным пунктом в жизни отслуживших металлических предметов становится национальный экспортер — Белорусский металлургический завод. Однако многие тонны делают большой крюк, прежде чем попасть в пункт назначения. Порой отправить машину чермета в Россию в два раза выгодней, рассказывает предприниматель Александр Кузнецов:

— Меня эта тема очень интересовала в 1990-х. Тогда металл еще не надо было собирать по частному сектору и помойкам. Растаскивались целые предприятия. Пилилось советское наследие. Почему везли в Россию? Во-первых, там не спрашивали происхождения лома. В отличие от Беларуси можно было спокойно сдать распиленные станки или машины. Жирные были времена, люди за металл виллы строили. Второй пункт — цена всегда была минимум в два раза выше. Здесь ты за грузовик получишь 5 тысяч долларов, а там 10 — есть разница? Вот многие рисковали и рискуют до сих пор. Экономические условия предопределяют бизнес.

А как теперь? Можно ли сдать железяку частнику (возможно, нелегалу), где его найти и даст ли он больше? Начинаем с классического пункта приема вторсырья. Государственная контора. Цены на стене. Бытовой лом стали — 34 копейки за килограмм, чугуна — 38 копеек, алюминия и сплавов — 1,19 рубля.

Приемщик Александр Моховцов поясняет, что несут:

— Можно сдавать любой бытовой лом. Не принимаем только промышленный. Плюс, если принесете части распиленной машины, на нее должен быть техпаспорт. Расплата на месте. Иногда денег нет, тогда даем расписку, по которой можно позже получить наличные. Все прозрачно и доступно.

Вокруг пункта приема вторсырья целая группа «собирателей», у них перекур между рейдами. Несут все: картон, тряпки, бутылки, но самое ценное — металл! Секретные места приемки мне раскрывает небритый и бездомный Николай:  

Заготовка вторсырья — прибыльное дело. Этим занимаются как организации, так и частники.
— Тут есть еще две точки в частном секторе, там люди принимают. Цена — ниже, зато всегда рублем отдают, а не векселем. Этим векселем, как говорится, здоровье не поправишь. Едь на улицу Вишневую или Крупской, там все принимают, хоть с завода неси.

С завода сейчас не вынесешь. Зато дачи такие «собиратели» обчищают по полной программе. Пойдем по их следу. Вот я и на улице Вишневой. Двое «архаровцев» шпаклюют корпус старенького авто. Их хозяин, видно, тертый калач, на разговор идет неохотно:

— Был ИП-шником, а теперь все. Официально этим заниматься невыгодно, а неофициально больше геморроя, чем прибыли.

— А на Россию возили чермет?

— Не спрашивай. Это статья УКа. Мне проблем не надо. Ступай. Нет у нас теперь приемки, просто живем.

На улице Крупской «точка» солидней. Большие зеленые ворота. Весь участок завален — площадка для сбора металла. Но меня сюда тоже не пускают. Разговор в дверях. Хозяина нет. Телефон его не дают. Смотрящий за центром сортировки поясняет:

— Хозяин не любит лишнего внимания. Здесь не живет. Но у нас все легально. Металл сдаем в Беларуси, налоги платим. Все знают, что у нас тут площадка.

— А какие цены? Как зарабатываете?

— Цены ниже государственных. Даем за килограмм на 5 копеек меньше. На этой разнице и зарабатываем. Приходится крутиться, чтобы был объем. Вы уберите фотоаппарат, это не надо.

Дверь закрывается. Что-то тут непросто. Не на пустом месте формируются черметные караваны. Должны быть базы, где хранят. Буквально в марте в Хойниках инспекторами был задержан интересный клиент. На автомобиле «Мерседес» он, понятно, без сопроводительных документов перевозил 1350 кг черного металла.

Железный аргумент 

Административно-силовой ресурс — пока актуален. Но если есть вилка цен, он, похоже, целиком решить проблему не помогает. Почему же белорусские заготовители не сравняют цены с российскими, тогда бы проблема нелегальных поставок исчезла сама? Экономист Николай Дробышевский поясняет магию ­чисел:

— У нас много диванных аналитиков, которые советуют, а не вникают в цифры. У БМЗ более половины — белорусское сырье, остальное перекрывает российский импорт. Он в разы больше, чем вся эта нелегальная металлическая торговля. Если закупочные цены выровнять, мы внутренним сырьем не закроем потребности завода, а стоимость продукции повысим. Сделаем ее неконкурентоспособной. Поэтому выгодней держать низкие закупочные цены на внутреннем рынке, а с вывозом бороться законными способами. 

Погони, стрельба, административные статьи — это лишь часть мер для удержания низких цен на чермет внутри страны. Нелегальные караваны с металлом редеют. Это, с одной стороны, заслуга силовиков, с другой — естественная убыль лома. Масштабное советское промышленное наследие постепенно иссякает. Тем не менее тенденции на мировых рынках показывают, что мы должны бороться за каждую тонну. И для решения проблемы необходимо использовать все средства. В том числе и рыночные. Металл — это каркас экономики и доходная бюджетная статья. Да и в кузнице экспорта без него не обойтись.

Импорт бьется за металл

Объем использования металлолома при производстве стали: в мире в последние несколько лет этот показатель колеблется до 600 миллионов тонн в год. Если смотреть на отношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали — лидирует здесь Турция с 78%. Вторым номером идут США — 72%. Высока доля использования металлолома в странах ЕС — 54%, а также в Южной Корее — 40%. В России этот показатель составляет 25%. Турция является и главным импортером металлолома в мире. Следующие за ней в этом списке Индия, Корея, США и Тайвань. Россия (вслед за США и Японией) входит в четверку мировых лидеров по экспорту лома, почти половину этого объема поставляется именно в Турцию. Значительные объемы лома у России покупает также Беларусь, которая входит в топ-10 стран — импортеров металлолома.

Фото УВД Гомельского облисполкома

Нужен общий рынок

Металлоломная проблема поднимает много вопросов, которые должны решаться в рамках Евразийского экономического пространства. Наши западные соседи делали подобные шаги еще в середине прошлого века. В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали Парижский договор, согласно которому было учреждено Европейское объединение угля и стали. Целью создания ЕОУС было объединение европейских ресурсов и контроль за производством стали и угля посредством международного верховного органа, который формировался из представителей стран-участниц, но действовал независимо от их правительств. Пошлины на товары угледобывающей и металлургической промышленности в рамках ЕОУС были отменены. Одной из главных целей объединения было создание общего рынка товаров и услуг в сфере добычи и производства угля и стали, реконструкция и повышение рентабельности этих отраслей. Европейское объединение угля и стали стало одним из трех европейских сообществ, на базе которых в 1993 году был основан Европейский союз. Нечто подобное должно происходить и на наших рынках, уверена кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов и кредита экономического факультета Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Ольга Башлакова:

— Сегодня у нас с Россией нет границы, мы строим единое экономическое пространство, поэтому любые запретные меры в перспективе окажутся неэффективными. Мы должны строить совместную экономику с учетом рыночных механизмов. В данном случае это единая закупочная цена на металлолом на всем пространстве. Однако, чтобы это не ударило по нашим предприятиям, мы должны ввести защитные меры. Белорусские производители металлопродукции обязаны на равных участвовать в государственных российских тендерах по закупке лома и иметь фиксированные квоты. Мне кажется, конкуренция в этой сфере только мешает. И Беларусь, и Россия в данном вопросе должны выступать как представители единого экономического сообщества, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным. 

Отходы в доходы

Советский лозунг «Отходы — в доходы!» в наши дни снова стал чрезвычайно актуальным. Правда, бывшие пионеры, ныне убеленные сединами, теперь металлолом сдают не за галочку, а за звонкую монету. В Гомеле есть такой «труженик улиц». Сложно сказать, сколько Михалычу лет, такой же «без возраста» и его желтый жигуль с пошарпанным прицепом. Ясно одно, все они родом из СССР, как и их привычки «металлистов». Правда, гаражные сторожили на Михалыча смотрят искоса, говорят, ни одного дня этот «простак» за последние четверть века не работал. Пыхтит на своем жигуле, косит под мелкого собирателя, а у самого и детей коттеджи отстроены. Все может быть. Со мной для материала Михалыч общается неохотно, официально заявил, что все сдает государству. Но я все рано пристаю:

— Ну есть же теневой рынок лома, кто им заправляет?

— Скажу «мафия» (смеется), не поверишь, и правильно. Когда в стране был беспорядок, до этой мелочевки криминалу не было дела. Заправляли наркотиками, цветметом, паленым алкоголем. Сейчас лавочки прикрыты, а сколько сидельцев вышло. Они работать не привыкли, для бизнеса нет ни денег, ни мозгов. Вот и мутят партийки.

— Так это какая-то сеть сбора лома?

— Не думаю, что есть единая сеть. В каждой области по несколько групп, которые ездят и по населенным пунктам собирают металл, — и есть у них сборщики. И базы в частном секторе. Формально сборщиков можно задержать только при перевозке металла, под административку. Но возят в основном по 200 кг бытового хлама, попробуй, докажи. Это когда на Россию идут заряженные авто, тут лови.

— А в России тоже подпольные пункты приема?

— Да нет, все легально. Просто цена там в 2–2,5 раза выше. Навар из воздуха, если рискнул. 

У соседей

В России обсуждают запрет на экспорт лома. Из-за неготовности предприятий покупать лом по стоимости, которая устраивает заготовителей, в конце 2018 года значительно выросли экспортные отгрузки. На фоне этого наблюдается дефицит лома, который металлурги используют для литья продукции. Экспортировать металлолом многим заготовителям выгоднее, нежели продавать его рядом находящемуся заводу. В итоге картина такова: лом везут из России в Турцию, а из Турции возвращаются готовые изделия.

ТОП-5 ГРОМКИХ ЗАДЕРЖАНИЙ

2012 год. Брестская область. Гомельчанин отправился в «черметный круиз» по стране. В Лунинецком районе на автодороге Кобрин — Гомель милиционеры остановили его фуру «Рено-440» с полуприцепом. Внутри находилось 25 тонн черного металлолома, на который не было никаких документов.

2013 год. Витебская область. В пункте взимания дорожных сборов «Редьки» Дубровенского района задержали грузовой автомобиль. В его прицепе был обнаружен замаскированный груз — лом и отходы черных и цветных металлов, предназначавшиеся для вывоза в Россию, массой почти 20 тонн.

2014 год. Могилевская область. Возле деревни Кадино была задержана фура. По документам водитель вез из Могилева в Москву минеральную вату. По факту у него обнаружили 16 тонн цветного металла и 1,5 тонны черного.

2019 год. Гомельская область. На автодороге Гомель — Ветка — Чечерск — Ямное для проверки был остановлен автомобиль МАЗ-5336, под управлением 26-летнего жителя Добрушского района. В кузове находился лом черного металла, общей массой 11 тонн. Пояснить происхождение груза водитель не смог.

2019 год. Витебская область. В Россонском районе около деревни Юховичи правоохранители задержали два грузовика, которые нелегально пытались провести 32 тонны лома черных металлов. 

Досье «НГ» 

Статьей 12.2 КоАП «Нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов» предусмотрено наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — в том же размере, а на юридическое лицо — от 100 до 300 процентов стоимости металлопродукции, черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также их лома и отходов.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter