Локомотив интеграции и хвост павлина

Центростремительные процессы на постсоветском пространстве сегодня неким парадоксальным образом характеризуют, с одной стороны, заметная активизация интеграции в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и создаваемого Евразийского экономического союза, с другой – политический кризис в Украине, резко сменившей вектор отношений с соседями.

Центростремительные процессы на постсоветском пространстве сегодня неким парадоксальным образом характеризуют, с одной стороны, заметная активизация интеграции в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства и создаваемого Евразийского экономического союза, с другой – политический кризис в Украине, резко сменившей вектор отношений с соседями. О возможных путях развития интеграции в формате Союзного государства и Евразийского союза, а также об уроках, которые вытекают из украинских событий, рассуждает заместитель председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам Николай Самосейко.

– Пример Украины показывает, что перед тем как бросаться в омут с головой, все нужно хорошо просчитывать. Намереваясь подписать соглашение об ассоциации с ЕС, которое предполагает и соглашение о зоне свободной торговли, Украина, видимо, не до конца прагматично подошла к этому вопросу. В большей степени клюнула на картинку красивой европейской жизни, не соотнеся свои устремления с реальностью и перспективами дальнейшего развития экономики страны.

Вспоминаю встречу с одной из иностранных делегаций, руководитель которой сказал, что ему ЕС напоминает павлина: с фасада – очень красивый хвост с яркими перьями, а с другой стороны – невзрачная птичка с неприятным голосом. Так и наши соседи в процессе подготовки подписания соглашения с ЕС увидели в первую очередь хвост павлина, не обращая внимания на другие обстоятельства. А когда вопрос перешел в практическую плоскость, обнаружилось, что в случае подписания соглашения с ЕС экономика Украины как минимум может стать на колени, если вообще не обрушится. Украинские товары будут неконкурентными, уровень жизни граждан, и так невысокий, упадет еще ниже. Причем руководство Евросоюза прямо заявило о том, что Запад  не собирается компенсировать потери украинской экономики.

Соответственно, экономические связи, в некоторой степени и преференциальные, которые были с Россией, тоже рушатся, и Украина прогнозируемо остается один на один  со своими проблемами. Более того, если бы такое соглашение с ЕС было подписано, то это был бы путь не к европейской интеграции, а к колонизации. Украина полностью зависела бы от ЕС без всякой перспективы равноправного партнерства. Естественно, такая ситуация никого не устраивает.

Благо, после того как здравый прагматизм все-таки взял верх, Украина сделала то, что она должна была сделать. Я далек от мысли идеализировать либо драматизировать ситуацию. Мы уважаем выбор украинского народа, но этот пример показывает, что перед тем как принимать столь важные решения, власть каждой страны обязана все тщательно взвешивать и просчитывать. И если говорить о Беларуси  в проекции на эти события, то они только подтверждают правильность нашей стратегии, когда страна осторожно, шаг за шагом реализует свою внешнюю политику.

Как сказал в одном из интервью министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей, никто не застрахован от ЕС. Другое дело, в какой форме будет происходить это сотрудничество. Беларусь однозначно взяла курс на евразийскую интеграцию. И именно в составе этого интеграционного объединения она может обрести силу, чтобы вместе с партнерами рассматривать в том числе и вопрос об интеграции с ЕС. А это как раз то, о чем говорил белорусский Президент –  интеграция интеграций.

О правильности нашего курса свидетельствует и заявление Армении о намерении присоединиться к Таможенному союзу. Недавно прошли переговоры с вьетнамской делегацией, и Вьетнам также заявляет о желании заключить соглашение с ТС о зоне свободной торговли. Очень показателен пример Турции, которая ровно 50 лет назад подписала соглашение об ассоциации с Европейским сообществом, но до сих пор ни на шаг не приблизилась к членству в ЕС. С другой стороны, Евросоюзу сейчас бы справиться с теми проблемами, которые есть в экономике Испании, Ирландии, Португалии, Греции.  И говорить о поддержке каких-то чужих экономик, каких-то преференциях странам, которые стремятся в ЕС, они бы может и хотели, но не имеют такой финансовой  возможности.

На грани полного фиаско и проект «Восточное партнерство». Когда в 2009 году в Праге было подписано соглашение о данной программе, Беларусь возлагала на нее определенные надежды. В первую очередь в плане экономическом, поскольку проектом предусмотрена реализация как двусторонних, так и многосторонних совместных программ. Но и здесь проявилась политика двойных стандартов, избирательный подход к разным странам. Усилиями наших европейских оппонентов Беларусь полностью исключена из двусторонних программ. В такой же ситуации оказались фактически все участники проекта, кроме Молдовы и Грузии. Похоже, сегодня все благие намерения, которые декларировались при  запуске  проекта, сошли на нет.

Как все эти события могут повлиять на процессы евразийской интеграции? Напрямую, пожалуй, никак. Лидеры наших стран – президенты России, Беларуси и Казахстана – заявили о необходимости подписать 1 января 2015 года договор об образовании Евразийского экономического союза, и он будет подписан. А события в Украине говорят только о том, что когда наша соседка возьмет курс на евразийскую интеграцию, путь у нее к ней будет длиннее. Но это лишний повод и для Украины, и для других стран подумать о своей дальнейшей судьбе, особенно если ЕЭС в ближайшей перспективе продемонстрирует свою успешность.

Если говорить о Союзном государстве, то у этого интеграционного объединения большое будущее. Союзное государство в своих достижениях, что особенно важно в экономике и социальной сфере, шагнуло довольно далеко, обеспечив белорусам и россиянам равные права – свободное перемещение труда, капитала, равный доступ к медицинской помощи, к образованию,  другие социальные гарантии. Поэтому, чтобы отказаться от СГ, «тройка» должна догнать «двойку». Но в любом случае для этого нужно время. Поэтому Союзное государство нужно рассматривать как локомотив будущих евразийских интеграционных процессов, как площадку для создания наднациональных органов по типу Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а возможно, полноценного парламента или Межпарламентской ассамблеи. В любом случае политика – это концентрированное выражение экономики, и создание евразийского  парламентского органа – вопрос времени. Экономика вынудит активизировать законотворчество, которое без парламентской составляющей вряд ли возможно.

Ведь если говорить о Союзном государстве, то парламентарии участвуют в разработке практически всех программ, которые действуют в рамках СГ. Работает постоянно действующий Научно-консультативный совет, очередное заседание которого прошло в конце ноября. На нем, в частности, обсуждались вопросы эффективного использования  союзной интеллектуальной собственности и шла речь о создании совместного органа по ее защите. У Беларуси такой опыт есть, пора унифицировать в этой сфере союзное законодательство и правоприменительную практику. Также на регулярной основе проходят семинары на различные темы, организаторами которых выступают комиссии Парламентского Собрания. Именно парламентарии генерируют наиболее конструктивные предложения и прогрессивные идеи, которые потом уже реализуют эксперты, ученые и специалисты. Регулярно проходят сессии Парламентского Собрания.

Сегодня в мире в одиночку выжить сложно, поэтому, как сказал один из наших лидеров, мы обречены на интеграцию. Однако пора переходить от согласованных действий к выработке единой политики во всех сферах – экономической, информационной, военной, внешнеполитической и т. д. Это только приумножит наши возможности. При этом стоит обратить  внимание на реализацию совместных решений. На местах рамочные соглашения и декларации реализуются не с той степенью глубины, с которой бы хотелось. Некоторые практические вопросы решаются годами. В частности, вопрос союзной собственности, которая должна приносить определенные дивиденды, работая на союзный бюджет. Все это понимают, а воз и ныне там.

Таким образом, важно за глобальными вопросами и масштабными проектами не упускать из виду локальные вопросы, особенно если они касаются интересов наших граждан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter