Логика дороги

Один день из жизни начальника Новогрудского районного ГАИ
Один день из жизни начальника Новогрудского районного ГАИ

Прочитал на одном из интернет–форумов: «За каждый день без аварий и нарушений правил дорожного движения водителям будут выплачиваться премии. Самым лучшим и дисциплинированным водителям и пешеходам, которые 2 — 5 лет не нарушали правил, выдадут ценные призы: телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры». Так и не разобравшись, что это — правда или всего лишь шутка злостного нарушителя ПДД, отправился в гости к подполковнику милиции Георгию Раймону. Почти 20 (!) лет он возглавляет ГАИ Новогрудского РОВД. Как с таким опытным служакой и не поговорить о нас — водителях и пешеходах? Условились, что встретимся за пять минут до начала рабочего дня.

7.30 Обычная «планерка». Идет инструктаж личного состава. День вроде ничем пока не выделяется. Но это так кажется нам, посторонним. Георгий Эдуардович, выслушав подчиненных, определяет, кто чем занимается, расставляет акценты. И про дождливую погоду не забывает напомнить. А сам, взглянув на часы, торопится на своей «восьмерке» в автобусный парк N 5.

8.00 Здесь каждый водитель знает начальника ГАИ в лицо. Что уже говорить об инженерах и механиках. Как–никак, в Новогрудке Раймон служит почти четверть века. Начинал рядовым инспектором... Георгий Эдуардович первым делом спешит к месту проверки технического состояния автобусов. Работа — в самом разгаре. Парк обслуживает не только местные маршруты, но и доставляет пассажиров в другие районы области и страны.

— Васильевич, — отзывает Раймон в сторонку контролера техсостояния, — а что это мне жалуются на твоего сына? Почему без прав ездит?

— Да я уже его ремнем хотел поучить, — оправдывается отец несовершеннолетнего мотоциклиста.

— Значит, слабо хотел, если еще ездит, — резюмирует начальник ГАИ и как бы про себя отмечает: «Надо инспекторам подсказать, чтоб на мальчишку индивидуальную «охоту» организовали».

К «яме» подъезжает очередной автобус. За рулем — Сергей Моток. И с ним знаком подполковник милиции. Опытный водитель 1–го класса. Награжден знаком 1–й степени «За работу без аварий». Но: доверяй и проверяй. Раймон вместе с контролером спускается в осмотровую яму...

8.30 Начальник безопасности движения автопарка Юрий Хлюдинский приглашает в кабинет, где проводится предрейсовое освидетельствование водителей.

— И что у вас там за «ноу–хау», раз сами зовете? Я и так знаю, что автобусники не злоупотребляют... Да и медсестра у вас — человек опытный, — замечает Георгий Эдуардович, но в кабинет заходит.

Мария Васильевна заканчивает осмотр водителя «пазика» Сергея Станкевича: ему сегодня в рейс — попозже. А следом вытаскивает из шкафа небольшую коробку.

— Что за новинка? — интересуется Раймон.

— Биатрон, — рассказывает медсестра. — Применяем для предупреждения гриппа, других простудных заболеваний. Спасибо начальству — не пожалели денег.

Не пожалели в автобусном парке денег и на два новых компьютера. Теперь эффект от проверки правил дорожного движения будет гораздо выше...

9.45 Раймон — в 5–й городской школе. У детворы в 1 «Г» урок «Человек и мир». Заранее договорились, что на 15 минут к первоклашкам придет «дядя из ГАИ». Обычно новогрудские инспекторы подстраиваются под мероприятия школьных планов. В той же 5–й школе утренники по ПДД стали системой. А работник ГАИ — центральная фигура в их сценарии. Но сегодня ситуация несколько другая. Весна наконец–то расправила свои крылья. Впереди — каникулы, и число подростков–мотоциклистов неуклонно растет. Вот и торопится Раймон до окончания учебного года как можно больше встреч с учителями и учениками провести. А заодно решил и к малышам заглянуть. Кого, как не их, Госавтоинспекции больше всего следует оберегать?

10.50 Начальник ГАИ спешит в деревню Кошелево. У сельсовета собрались хозяева гужевого транспорта. Тема в масштабах большого города смешная, а вот на селе и даже в райцентре лошадь с телегой не обойти и не объехать.

— У нас в Кошелевском сельсовете — 19 лошадей в частном секторе, — рассказывает председатель Иван Кореневский. — Вроде и немного на 1.314 жителей. Машин побольше. Но за вожжи держатся, как правило, старики, случается, о правилах дорожного движения представления не имеющие...

Начальник ГАИ обходит все повозки. Внимательно осматривает катафоты на телеге, а также на дуге и оглоблях. Кому–то советует новые купить, поясняет, что ночью водитель автомашины их может не увидеть. Старший участковый инспектор майор милиции Сергей Носкович, тоже участвующий в «техосмотре», делает пометку в блокноте. Обещает, что проверит повторно и затем сообщит о результатах в ГАИ.

— Недорогая же штука — катафоты для гужевого транспорта, попросили бы какого–нибудь спонсора закупить централизованно. Смотришь, и пенсионеров поддержали, и у вас головная боль уменьшилась бы, — вмешиваюсь я в «процесс».

Георгий Эдуардович не соглашается.
Считает, что бесплатных катафотов надолго не хватит.

— Мы иначе поступили — попросили, чтобы в Новогрудке один предприниматель включил катафоты в ассортимент. А всех владельцев оповестили, где купить защитные знаки. Раз человек сам пошевелился, свои деньги потратил, то и отношение к этому посерьезнее будет. А то что же получается? Купи, затем каждому доставь, установи и еще проследи, чтобы не потерял...

11.55 Останавливаемся по дороге на Новогрудок, не доезжая поворота на Каменку. Сначала планировали немного постоять на «отлове» нерадивых водителей. Но пришлось раньше затормозить... Марии Адамовне Радзевич, которая старательно семенит, опираясь на высокую клюку, судя по всему, уже под восемьдесят. Бабуля понять не может, в чем причина внимания к ней. Георгий Эдуардович объясняет, что старушка нарушает правила дорожного движения. За что и штраф полагается — до 12 тысяч рублей.

— Мария Адамовна, никто вас штрафовать не собирается, — спешит успокоить пешехода начальник ГАИ, — но ходить там, где нет тротуара, следует по левой стороне — так, чтобы была видна встречная машина. Тогда на «авось» не надо будет надеяться.

Переводим бабулю на другую сторону и едем дальше.

12.15 Стоим у выезда из Новогрудского лесничества. Раймон машет жезлом и притормаживает лесовоз. Знакомится с водителем. С документами у Александра Новикова все в порядке. А вот номерные знаки полностью залеплены грязью.

— Как же в рейс выходите? Как будто на какой–нибудь запретный промысел собираетесь, — возмущается начальник ГАИ и требует от водителя очистить номерные знаки.

Не главная забота начальника ГАИ — стоять на дороге. Но и эту задачу не исключает подполковник милиции из круга своих обязанностей. Во–первых, для сельского района не такой и большой штат в местном ГАИ. Потому подставить свое плечо коллегам будет не лишним. А во–вторых, и самому хочется знать как можно больше людей, чувствовать, чего они больше вкладывают в свою водительскую профессию — ответственности или разгильдяйства. Да и сами шоферы–профессионалы и автолюбители должны начальника ГАИ знать в лицо, считает Георгий Эдуардович.

— Чтобы немного боялись?

— Необязательно. Штрафую, как видите, не всех. И сам такой логикой руководствуюсь, и подчиненных учу. На первый, а может, и на второй раз — замечание сделай, поясни, что тот или другой знак в этом месте неспроста скорость ограничивает. Транзитному водителю можно и простить. Он по этой дороге, возможно, впервые едет. Другое дело — свои, местные. Если по привычке нарушает, в надежде, что пронесет, то и спросить надо строже. А с нетрезвыми вообще разговор короткий, — разъясняет свою философию начальник ГАИ.

12.40 Возвращаемся в Новогрудок. В ДЭУ–56 у Георгия Эдуардовича — встреча с начальником Яковом Просковским. Организация отвечает за дорогу республиканского значения: Поречаны — Новогрудок — Несвиж. Всего в Новогрудском районе обслуживает 144 километра. Существует специальный план по нанесению разметки проезжей части. А начальник ГАИ должен этот план утверждать. Простое мероприятие... Но надо быть именно водителем, чтобы понимать, какова роль разметки на дороге. А посему и внимание к плану особое. «Кухню» начальники обсудили раньше. Сейчас Раймону осталось только подписать. Тем самым взять на себя еще одну толику ответственности за дорогу.

14.00 Родной кабинет. Можно немного и успокоиться... Но, как и на дороге, жизнь и здесь не остановишь. Подчиненные докладывают о выполнении задач. Один за другим стучатся в двери посетители. Пенсионер Вячеслав Васильевич Галушков пришел за справкой. А Сергей Михайлович — по вопросу нелицеприятному. Три дня назад, говоря языком протокола, его задержали «в состоянии алкогольного опьянения». Директор хозяйства ходатайствует, чтобы прав не лишали. Мол, и работник незаменимый, и ничего подобного за ним раньше не замечалось. Вердикт выносится простой: права забирают не на 3, а на 2 года, учитывая ходатайство.

15.50 Раймон отправляется в райисполком. Недавно прошло заседание районной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Событие не из рядовых. Когда за нарушения спрашивает у руководителей сам председатель райисполкома, и отношение совсем другое. Да важно и то, что на чужих ошибках других учат. «Потрепали» нескольких руководителей, в чьих хозяйствах трактористы совсем от рук отбились, а заодно и всем посоветовали выводы сделать.

— Не стоим мы у кромки поля и не ловим механизаторов в страду на пашне, — рассказывает Георгий Эдуардович, — но сел за руль — знай, что все дороги под нашим постоянным контролем.

17.00 На обратной дороге — встреча с начальником автовокзала. Надо посмотреть место для размещения стенда «Мы рисуем дорогу». Проводили такой конкурс среди школьников. Рисунки победителей решили вывесить для всеобщего обозрения. На вокзале–то ведь столько народу за день проходит. Смотришь, рисунки что–то разумное людям и подскажут...

18.00 Начальник ГАИ заступает на дежурство по райотделу внутренних дел. Теперь до следующего утра у Раймона в поле зрения не только безопасность на новогрудских дорогах, но и порядок по всей Новогрудчине... Георгий Эдуардович бросает взгляд на икону, что высвечивается в углу кабинета: «Дай Бог, чтобы и вечером все обошлось без происшествий — и на дороге, и вообще в районе».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter