Логично, но нетипично

О ценах на стройматериалы

Интересная новость. Решением Министерства экономики цены на цемент снижены на 10 процентов. «Для снижения дисбаланса между стоимостью стройматериалов на внутреннем рынке и на рынках соседних стран», — таков официальный комментарий.


Говоря просто, стройматериалы у соседей дешевеют стремительно. У нас, по данным статистики, эта группа товаров подорожала за январь — февраль на 5,4 процента. Если тенденция продолжится, наш рынок могут накрыть иностранные стройматериалы — и «белые», и контрабандные. Вот почему цены на цемент административно «откручиваются» назад...


А что еще подешевело в строительстве? Этот вопрос я задал заместителю генерального директора ОАО «МАПИД» Игорю Кузюковичу. «Помимо цемента, ничего, — удивил собеседник. — Цены на арматуру, несмотря на то, что металл подешевел в несколько раз, не снизились. Сохраняются цены на топливо. Подорожала электроэнергия...»


Получается, снижения себестоимости жилья ожидать не стоит? Но ведь законы экономики должны работать и в обратном направлении! Свежо в памяти, как цены на многие товары, подогреваемые высоким спросом, росли, словно мыльные пузыри. Почему же сейчас, когда спрос упал, они не хотят «сдуваться»?


Взять, например, топливо. Это весомая статья расходов для многих отраслей. Нефть на мировых рынках по сравнению с прошлым годом подешевела более чем в два раза. Но как это сказалось на потребителях?


В соседней Украине — нефтепереработка там, так же как и наши НПЗ, работает на привозном сырье — цены на АЗС снизились существенно. Литр 95–го бензина у соседей стоит в пересчете на белорусские рубли в среднем 1.960 рублей. Литр дизтоплива — 1.850.


На наших АЗС «дизель» продается по 2020, 95–й — по 2.530... Цены не растут, но и падать не собираются.


Что до цемента, то у нас и в Украине он стоит примерно одинаково. 25–килограммовый мешок марки 500–Д0 в белорусских магазинах продается по 10.430 рублей. На одном из киевских интернет–ресурсов компаниям и индивидуальным застройщикам предлагается мешок такого же цемента по 10.880 рублей... Однако не будем забывать, что российский газ поставляется в Украину по 360 долларов за тысячу кубометров. А это важнейший компонент в себестоимости цемента. Напрашивается мысль: наши заводы могли бы дать потребителям скидку и больше 10 процентов.


«Цены на стройматериалы у нас регулируются административно. Поэтому падение мировых цен на сырье и материалы не всегда отражается на нашем рынке, — комментирует ситуацию председатель совета ассоциации «Недвижимость» Николай Простолупов. — Хотя, конечно, если снижается спрос, то должны падать и цены». Собеседник приводит в пример ситуацию на минском рынке коммерческого жилья. Год назад квартиры по 1.500 — 1.600 долларов за метр отрывали с руками. Сейчас жилье в столице предлагается по 1.200 долларов за «квадрат» и ниже. Но очередей из покупателей, по словам Николая Простолупова, не видно. «Вероятно, застройщикам придется еще поступиться в цене, — полагает собеседник. — Нормальная реакция: если падает спрос, цены должны снижаться. Это происходит на рынке коммерческого жилья. Но почему–то по другим позициям все иначе».


Любопытно, что в Министерстве экономики тоже удивляются поведению многих белорусских производителей. «Сейчас, как в Европе, надо проводить акции со скидками и распродажами, — считает замдиректора департамента ценовой политики Александр Курильчик. — Но сегодня некоторые наши предприятия из–за падения спроса на внешних рынках ставят вопрос о повышении цен для внутреннего потребления».


Свежий пример — сахар. Не так давно концерн «Белгоспищепром» добился 5–процентного повышения цен на этот товар. Главным аргументом стало сложное финансовое положение сахарных комбинатов, которые страдают затоваренностью складов. Но возникает наивный вопрос: если склады затоварены, почему не организовать распродажу? В польских магазинах Tesco, например, проходит акция: десять пачек сахара предлагается по цене девяти. Со скидками продаются свинина, птица, рыба, яйца... У нас же руководство объединения «Белптицепром» (уже бывшее), столкнувшись с падением экспортных цен на куриное яйцо, решило «компенсировать» потери за счет собственных потребителей. Без всякого обоснования некоторые птицефабрики повысили цены на яйца на 5 процентов в феврале и на столько же в марте...


Что же получается? Раньше цены росли из–за энергетического, строительного, продовольственного бума. А сейчас они поднимаются по причинам «сложного финансового положения» и «затоваренности складов»? Странное понимание нашими производителями законов экономики...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter