Легенды и традиции Лоевского края – пограничные и не только

Лоевщина: открытое лицо Полесья

Городской поселок Лоев и его окрестности можно охарактеризовать одним словом — пограничье. Многовековая история этого края связана с Днепром, связывающим северные моря с Черноморским бассейном. Когда-то с одной стороны реки проживали племена дреговичей, с другой — радимичей. Позже менялись названия стран, неоднократно сдвигались границы, корректировались торговые маршруты, но и сегодня стражи рубежей — неотъемлемая часть населения окрестностей Лоевой Горы — так называли нынешний райцентр в середине прошлого тысячелетия. А еще это место знаковых сражений. Например, под Лоевом покрыл себя славой знаменитый военачальник Великого Княжества Литовского Януш Радзивилл, антигерой романа Генрика Сенкевича «Потоп». В ХХ веке другой полководец, Павел Батов, со своими солдатами прорвал на днепровских берегах мощную немецкую линию обороны. Лоев в честь тех событий даже хотели переименовать в Батов. Сегодня Лоевский район — это прекрасный уголок Белорусского Полесья с богатой историей и гостеприимными, улыбчивыми и трудолюбивыми людьми.



Вода не оставляет следов

Первое летописное упоминание о Лоеве в 1505 году содержит информацию о том, что город и местная крепость были в очередной раз сожжены — в данном случае крымскими татарами. Нынче на местных жителей никто не нападает, но регион по-прежнему имеет стратегический статус: на востоке по реке Днепр и частично по нижнему течению реки Сож он граничит с Черниговской областью Украины. Пограничные катера круглосуточно патрулируют Днепр. На борту одного из них вглядывается через бинокль в речную даль потомственный офицер, командир I звена береговой охраны пограничной комендатуры «Лоев» старший лейтенант Николай Лысуха. 25-летний выпускник расположенного в российском городе Пушкин Военно-морского политехнического института говорит о специфике данного отрезка границы так:


— Протяженность охраняемого участка Гомельской пограничной группы составляет 305 километров, из них речного — 169, сухопутного — 136 километров. Речная гладь притягивает множество рыбаков. Большинство из них знает правила нахождения в непосредственной близости от государственной границы и имеет при себе соответствующие документы. Они проходят через пункты пропуска и официально рыбачат возле нашего берега. Но есть и те, кто играет в заблудившихся. Для них рыбалка может обойтись очень дорого. Кстати, большинство добропорядочных рыбаков — наши добровольные помощники. Они  дополнительные глаза и уши в деле охраны государственной границы.

— Скоро зима. Патрульные катера уйдут в затон?

— Навигация зимой закрывается, но у нас есть технические возможности для патрулирования водной части границы в это время года. Мы начинаем применять катера амфибийного класса.

Николай признается, что стал военным, так сказать, по зову крови. Прадед, Николай Власов, во время Великой Отечественной войны боцманом участвовал в обороне Севастополя. Дед, Николай Краснобокий, уже после войны служил кадровым офицером. Отец, Евгений Лысуха, был летчиком ВВС Тихоокеанского флота.


— Вы патрулируете знаковые места — здесь в 1943-м шла жестокая битва за Днепр, победа в которой положила начало освобождению Лоевского района от немецко-фашистских захватчиков. Какие чувства испытываете?

— Сейчас здесь все спокойно. Но если задуматься, погрузиться мыслями в исторический материал и спроецировать его на местность, то испытываешь определенное волнение. Ведь именно эти берега наши деды и прадеды, буквально залив своей кровью, освободили от немецко-фашистских захватчиков. Задача нынешнего поколения — сделать все возможное, чтобы граница была неприступной для нежелательных гостей. И именно здесь нужно быть особенно внимательным, ведь вода, как известно, следов не оставляет.




Память на века

В центре Лоева находится мемориал, а также братская могила, где покоятся более 500 воинов, погибших во время форсирования Днепра и освобождения района в октябре-ноябре 1943 года. В ходе этой крупной операции советскими войсками был преодолен мощный оборонительный рубеж фашистов, называемый восточным валом. За эти бои звание Героя Советского Союза получили 365 человек, многие посмертно. Вот отрывок из передовицы газеты «Правда» от 17 октября 1943 года: «Сражение за Днепр приобрело поистине эпические размеры. Никогда еще из множества храбрых советских воинов не выделялось столько сверххрабрых. Красная Армия, давшая миру столько примеров воинской отваги, превзошла саму себя».

Сегодня участников этих событий почти не осталось, но пока живы очевидцы. 90-летний уроженец Лоевщины Афанасий Шкляров встретил войну подростком в родной деревне Деражичи (там он живет и сегодня). Весть о вражеском нападении буквально свалилась с неба, рассказывает Афанасий Гаврилович:

— Гулял во дворе и услышал сильный гул самолета. Кукурузник низко пролетел над хатой. Оказалось, что в самолете был мой старший брат Николай, он сбросил письмо, которое всей деревне читал наш бригадир. В конце послания была приписка: мол, враг будет разбит, победа будет за нами. Потом пришли немцы, а брат с войны так и не вернулся.


Позже гул советских самолетов Афанасий Шкляров услышал только в середине октября 1943-го. Он пас корову неподалеку от деревни, а из-за кромки леса вынырнула группа советских Илов. Их встретили огнем вражеские зенитки, вспоминает теперь уже совершенно седой очевидец:

— Наш самолет загорелся и стал падать, из него выпрыгнул парашютист. Потом я услышал стрекот немецких мотоциклов и бросился бежать к деревне. Заскочил домой, вижу — мои родные помогают незнакомцу в летной советской форме. Это был выпрыгнувший из горящего самолета летчик Николай Лунев. Его спрятали. Потом переправили к партизанам. Немцы несколько раз обыскивали все дома в деревне, но никого не нашли. В начале 1970-x я разыскал этого летчика. И он даже приезжал к нам на открытие памятника советским воинам, погибшим при форсировании Днепра.

Афанасию Шклярову на всю жизнь запомнился момент, который очень ярко характеризует степень самоотдачи, с которой воевали советские солдаты:

— Мы голодали, и меня взяли помогать на полевую солдатскую кухню — за работу кормили. Как-то раз ночью повезли ужин на передовую. Немцев же не сразу отбросили, здесь шли ожесточенные бои. Я у водителя в кабине грузовика, а бойцы с большими баками еды в кузове. И тут обстрел. Мы с водителем в овраг. Стрельба закончилась. Смотрим, а солдаты накрыли баки своими телами. Они готовы были погибнуть, но не потерять еду, которую везли товарищам на передовую.

После войны Афанасий Шкляров учился на столяра. Потом сделал карьеру речника — от матроса до капитана судна. Бороздил воды родного Поднепровья. В 1954-м ему было присвоено звание лучшего штурмана Министерства речного флота. У Афанасия Гавриловича 43 года трудового стажа на водном транспорте, причем 32 сезона он отработал капитаном речного ледокола «Полярный». Выйдя на пенсию, Шкляров решил увековечить память советских воинов, павших при форсировании Днепра и освобождении родных Деражичей:

— Я же по первой профессии столяр. Не только с деревом, но и с металлом доводилось работать. Вот и решил своими руками сделать доброе дело — увековечить память павших героев. Высек молотком и зубилом на металлических плитах их имена.

На собственные средства Афанасий Шкляров соорудил памятники на братской могиле в Деражичах (здесь похоронены 1.295 воинов 61-й и 65-й армий), в деревне Глушец и на территории речного порта Гомель (в честь 60 работников порта, не вернувшихся с войны).


Влюбленные в малую родину

Сердечное отношение к своей работе, земле и у семьи Глезовых. Эта полесская династия хлеборобов хорошо известна на Лоевщине. Четверо из пяти родных братьев — Валентин, Василий, Александр и Андрей — свою жизнь посвятили работе в сельхозпредприятии «Малиновка-Агро». Они говорят, что эти поля пахали и убирали еще их деды и прадеды.

Старший брат, Валентин, работает в хозяйстве более 40 лет, в том числе главным агрономом — 23. Сегодня он считает, что выбор профессии был предопределен еще с рождения:

— Мать работала на ферме, отец руководил полеводческой бригадой. После службы в армии я учился в Краснобережском сельхозтехникуме, затем — в Гродненском сельскохозяйственном институте. В 1981-м вернулся в родное хозяйство в качестве агронома-семеновода.


Видимо, Валентин стал ориентиром для младших братьев. Василий — руководитель хозяйства «Малиновка-Агро». В машинно-тракторном цехе трудятся заведующий мастерскими Александр Глезов и механизатор Андрей Глезов. 

На местных низкобалльных землях стараются получать неплохой урожай. В Гомельской области хозяйство среди лучших по урожайности семенной кукурузы.

— В коллективе сформирован крепкий костяк специалистов. А наша большая семья каждое утро встречается на планерке, — улыбается Валентин Глезов.

С особым почтением Глезовы относятся к деревне Островы на Лоевщине — их малой родине. Там, в домике у дороги, живет мама братьев Галина Прохоровна.

— К сожалению, сегодня в сельской местности все меньше жителей, — сетует собеседник. — Всех, даже наших детей, манят большие города. Хотя настоящая жизнь здесь, на своей земле.

Молот скальпелю не помеха

Лоев славен не только военной историей — это еще и город мастеров. Свидетель торгово-ремесленного расцвета — кованые ворота первой половины XIX века в соборе Святой Живоначальной Троицы. Интересно, что древнее кузнечное искусство не исчезло в Лоеве до сегодняшнего дня. 

Талант открыл в себе заведующий хирургическим отделением Лоевской центральной районной больницы Олег Жилицкий. В свободное время он меняет скальпель на молот и работает с горячим металлом. Из его рук выходят поистине удивительные вещи! 


Хирург, который уже два десятилетия спасает жизни людей, признается, что тягу к кузнечному делу обнаружил в себе случайно и до сих пор считает процесс ковки чем-то сродни волшебству:

— Обычная арматура становится узором, железной птицей, флюгером… Большинство знаний почерпнул из интернета, позже появился собственный опыт. Первой кузнечной работой стали клещи, потом появились подковы. Особая гордость — большое металлическое сердце, украшающее вход в центральную районную больницу. Увлечение, конечно, затратное, но при этом главные затраты — это время. А ведь основная моя деятельность — на медицинском поприще. Хирургическая служба Лоевской ЦРБ работает в круглосуточном режиме. В год здесь делают около 260 операций — как плановых, так и экстренных. Для районной больницы это хороший показатель.


Если же говорить о финансовых вложениях, то в кузне нужны горн, набор молотков и клещей, вентилятор, угольные запасы… Результат, однако, стоит затраченных усилий. Сейчас кованые сувениры от Олега Жилицкого — подсвечники, люстры, шампуры и мангалы — лучшие подарки для родных и друзей. Увлечение медика поддерживают родные — жена и две дочери. Кстати, супруги встретились друг с другом благодаря основной профессии: Ирина Жилицкая — заведующая отделением профилактики Лоевской ЦРБ.


Река — путь в будущее

Оглядываться назад, в прошлое, конечно, интересно. А что ждет Лоевский район в будущем? Сегодня это аграрный край с не самыми плодородными землями и отсутствием стратегических транспортных магистралей. Живописный уголок на высоком берегу Днепра. Как представляет будущее своей малой родины местная молодежь? Одиннадцатиклассник Лоевской средней школы имени А.В.Козлова Леонид Вергунов собирается в айтишники. Его влечет гейм-дизайн. Молодой человек готов создавать игры с сюжетами из истории Лоева, которой он увлекается:

— Посмотрите, какую популярность приобрели «Танки». Схожая игровая концепция может быть разработана на реальных событиях: битва за Днепр, операция «Багратион», оборона Брестской крепости. Чем не креативный подход к патриотическому воспитанию молодежи?


Школьник также считает, что если о строительстве крупных промышленных объектов в районе речи пока не идет, то нужна интересная туристическая концепция региона. Гости Лоевщины восхищаются красивой природой, рыбалкой, охотой, здесь активно приобретают недвижимость как белорусы, так и россияне.

— Очень важен и культурный аспект туристических маршрутов, — продолжает Леонид. — Это не только мемориал «Героям битвы за Днепр». Надо копнуть глубже. Например, существует легенда о деревне Колпень: мол, именно здесь сражались Илья Муромец и Соловей-разбойник. Один использовал кол, другой защищался пнем, как результат — название населенного пункта. В парковой зоне находится геологический памятник природы — «Обнажение древних озерно-болотных отложений». Это уникальный разрез, формирование которого происходило 135 — 110 тысяч лет тому назад. Еще один объект — Гладкое поле, где в 1649 году войска Великого Княжества Литовского под руководством Януша Радзивилла разбили казацкое войско атамана Михаила Кричевского. Татарский брод — главный путь набегов крымчаков. Что еще? Старичные озера. Список с иконы Святой Параскевы Пятницы, который, как говорят, обладает целительными свойствами. И праздник в ее честь.

Школьник убежден: главная ценность Лоева — это река. Днепр всегда кормил местных жителей, давал им работу. И в дальнейшем развитии района он может сыграть важную роль.

— Сейчас много пишут о водном пути Е40 Гданьск — Херсон. Собираются строить недалеко от нас, в Нижних Жарах, большой логистический центр с портом, способным принимать суда типа «река-море». На мой взгляд, важно, чтобы этот проект не только затронул белорусский участок Припяти, а повысил судоходность рек Днепр, Сож, Березина. Новые возможности получат Лоев, Гомель, Речица, Жлобин, Светлогорск, Рогачев, Бобруйск. Если река заработает, это даст импульс к развитию не только Лоева, но и всего Поднепровья.

galkovsky@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter