Лобби на уровне глаз

Минторг увеличивает  долю  белорусских  товаров  на  прилавках На днях в магазине задался целью наполнить корзину только продуктами белорусского производства. Эксперимент удался без особых проблем, через 15 минут недельный запас провизии с цифрами штрихкода 481 находился на кассе. Удивило другое: на одну отечественную торговую марку макарон приходилось семь зарубежных. Неравные силы и на стеллажах с соками – наши уступали импортным в соотношении один к трем. Замешкался с выбором кетчупа: пока нашел белорусский, перебрал штук пять российских. Сокосодержащие напитки белорусского производства почему-то вовсе отсутствовали на прилавках. Пришлось голосовать рублем за привозные…

Минторг увеличивает  долю  белорусских  товаров  на  прилавках

На днях в магазине задался целью наполнить корзину только продуктами белорусского производства. Эксперимент удался без особых проблем, через 15 минут недельный запас провизии с цифрами штрихкода 481 находился на кассе. Удивило другое: на одну отечественную торговую марку макарон приходилось семь зарубежных. Неравные силы и на стеллажах с соками – наши уступали импортным в соотношении один к трем. Замешкался с выбором кетчупа: пока нашел белорусский, перебрал штук пять российских. Сокосодержащие напитки белорусского производства почему-то вовсе отсутствовали на прилавках. Пришлось голосовать рублем за привозные…

О грамотном балансе импортных и отечественных продуктов на наших прилавках говорил недавно на совещании Президент страны Александр Лукашенко. Он потребовал пресекать лоббирование зарубежных товаров в ущерб белорусским. Проблема обсуждается и в правительстве. Что думают о ней в Министерстве торговли? Как здесь поддерживают белорусский товар? 

– Отечественные производители продуктов питания сегодня не должны быть в обиде на торговлю, – считает Любовь Язепчик, начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли. 

– В этом году вышло три постановления Минторга, которые увеличивают установленное количество наименований товаров отечественного производства в торговой сети. Так, ассортимент макаронных изделий расширен с 8—10 до 12—15 наименований, шоколада – с 15—20 до 20—25, пива с 10—15 до 20—40. Это обязательные требования для всех магазинов. Сейчас в разработке проект постановления, по которому минимальное количество наименований безалкогольных напитков отечественного производства увеличится с 5—7 до 20—40, а минеральной воды с 5 до 10—20. 

Одна из проблемных позиций торговли – макаронные изделия. По данным Минторга, объем рынка этой продукции в нашей стране оценивается в 90 тысяч тонн в год. Столько же надо для удовлетворения спроса. Белорусские предприятия производят всего 20 тысяч тонн макарон. Остальное приходится закупать. Однако за последний год импорт продукции сократился на 24 процента, а собственное производство расширилось более чем в полтора раза. Во многом это связывают с возрождением борисовской макаронной фабрики («Боримак»). Еще несколько лет назад основные производственные фонды предприятия были почти полностью изношены, а запасы продукции покоились на складах – не выдерживали конкуренции по качеству. 

– Путь у нас был один – полное переоснащение производственных линий, – говорит Петр Аскерко, начальник филиала «Боримак» УП «Борисовский комбинат хлебопродуктов». – Закупили итальянскую автоматизированную линию мощностью 7500 тонн в год и вывели на рынок новую торговую марку «Пастораль». И вот результат: за семь месяцев этого года объемы продаж выросли более чем в два с половиной раза, а спрос на новинку превышает производительную мощность. В следующем году установим еще одну аналогичную линию швейцарской фирмы… 

Белорусские пивовары сегодня уверенно лидируют на внутреннем рынке. Но в столице и в регионах ситуация разная. Если в Витебской области, например, удельный вес нашего пива в продаже – 87 процентов, то в Минске уже только 65 процентов… К слову, в таких странах, как Литва и Украина, доля собственного пива в продаже приближается к 100 процентам. 

– Импортного пива год от года на прилавках все больше – в Минске уже около 700 ассортиментных позиций этого напитка, – говорит Надежда Дешковец, заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Пивзавод «Оливария». – Конкурировать в такой среде непросто. К тому же выбором многих потребителей движет доверие к мировым брендам. Сегодня не обойтись без внедрения современных технологий продаж и стратегий маркетинга. Недавно мы обновили внешний вид продукции и вывели на рынок новый сорт пива «Ice» в прозрачных бутылках. 

В Минторге контролируют ситуацию. Как заверили специалисты, объемы продаж белорусского пива в этом году должны увеличиться. 

Есть динамика и в торговле соками и нектарами. Магазины страны за январь—июль продали 18,5 миллиона дал безалкогольных напитков – 119 процентов к такому же периоду прошлого года. Но, как бы ни старалась торговля, невозможно продать то, что не производится. Речь идет о негазированных сокосодержащих напитках. Увы, Беларусь закупает их за границей в полном объеме. А что мешает самим производить? У нас изобилие ягод. Черника, брусника, голубика – можно делать полезнейшие напитки, которых не разливают даже за границей… 

Ну а в том, что качественная белорусская продукция не затеряется в магазинах, сомневаться не приходится. Готово и утверждено постановление Министерства торговли, согласно которому белорусским товарам будет предоставляться приоритетная выкладка на витринах, полках и стеллажах. То есть наши продукты будут всегда на виду – возле касс, на переднем плане, на уровне глаз. При этом в постановлении сказано, что выкладка товаров является не услугой, а обязанностью объектов торговли, и магазины не имеют права зарабатывать на этом (были случаи, когда торговые точки за выгодную выкладку брали деньги с поставщиков). 

– Торговля делает шаги навстречу нашим производителям, но и они в свою очередь должны активизироваться, — говорит Любовь Язепчик. – И первым делом — повернуться лицом к покупателям и заботиться не только о том, чтобы их товар поступал в магазины, но и чтобы шел нарасхват. Возможно, для этого стоит искать новые формы ведения торговли, создавать ассоциации. В России ведь объединяются кондитеры, пивовары. Сообща проще решать проблемы. Но в немалой степени все зависит и от самих покупателей. К сожалению, в Беларуси чувство потребительского патриотизма развито не так сильно, как, например, в Бельгии или Германии. Там люди уважают своих производителей и знают, что деньги, потраченные на покупку, останутся в стране, а не уйдут за границу. У нас же многие еще по старинке считают, что импортный товар априори лучше… 

Что ж, остается воспитывать этот самый патриотизм. Вношу предложение: почему бы торговле не поощрять выбор покупателя? К примеру, купил только белорусские товары на определенную сумму – получи на кассе скидку, скажем, 5—10 процентов. Чем не стимул полюбить белорусское! 

На снимке: заместитель заведующей секцией столичного магазина № 5 ОАО «Зорина» Наталия КОХНА рекомендует белорусские соки. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter