Герой Соцтруда Михаил Васильевич Лытысов

«Льняные» миллионы скромного Героя и настоящего мужика Михаила Лытысова

Ему досталось убитое войной хозяйство с двумя коровами, двумя лошадьми и единственным сараем. Через три года колхоз имени Молотова Глубокского района гремел на всю страну, а еще через год его председатель Михаил Васильевич Лытысов получил звание Героя Социалистического Труда.

МИХАИЛ Васильевич Лытысов родился 15 ноября 1902 года в деревне Близнятино Шалаховской волости Невельского уезда Витебской губернии (находилась на территории современной Плисской волости Невельского района Псковской области) в семье крестьян-середняков. Из детей в живых осталась только младшая дочь Зинаида, но в силу возраста она, к сожалению, помнит не все. В Молодечно живет старший внук Георгий Михайлович Ракицкий, с которым удалось поговорить:

— Дед был первым из девяти детей. Отца его звали Василием Платоновичем, мать — Татьяной, не знаю ее отчества. С 12 лет дед помогал родителям по хозяйству, на него, естественно, как на старшего, большая нагрузка легла. Может, и была за его плечами какая-то церковно-приходская школа, но основное образование получил, когда находился на срочной службе в Красной Армии. Вообще, армия его перековала полностью. До этого был набожным, даже пел в церковном хоре. Вернулся совсем другим человеком, с коммунистическим мировоззрением. Из-за этого начались разногласия с родителями. Отец его называл антихристом. Василий Платонович вообще был противником объединения хуторов в одну административную единицу, как и сельхозартелей и коммун. Тем не менее его не раскулачили, не бросили в жернова репрессий. Возможно, потому, что слыл мастером на все руки, мог сделать сани, телегу. В 1930 году дед Михаил вступил в партию. Но даже в то время, когда был председателем колхоза, почитал церковные праздники — Пасху, Троицу... Хотя публично это никак не выражалось. 

После увольнения в 1925 году в запас Лытысов сначала работал лесником в Шалаховском лесничестве, потом пошел на работу в сельхозкоммуну «Победа» Усть-Долысского района (с 1930 года — Невельского) Великолукского округа (упразднен в 1930 году) Западной области РСФСР. В мае 1929 года его назначили бригадиром полеводов.  

Михаил Васильевич выступает по районному радио в Глубоком
— Не могу сказать, когда дед женился на бабушке Анне Исааковне, — вспоминает Георгий Михайлович, — моя покойная мама Тамара родилась в 1930 году и была первенцем. Потом появилась дочь Ирина, но она погибла в 1952-м. Дед едва пережил ее смерть. Самая младшая – Зинаида. 

С 1933 года Лытысов работал председателем Данилинского сельсовета в том же Невельском районе. Должность председателя колхоза «Победа», уже созданного на базе коммуны, занял в феврале 1939 года. Вплоть до июля 41-го руководил хозяйством, а затем ушел в партизаны.

С июля 1942 года воевал в составе отряда имени Ленина, созданного на территории Невельского района, через месяц формирование вошло в состав партизанской бригады «За Советскую Белоруссию», переименованной в марте 1943-го в бригаду имени Рокоссовского. Тогда же судьба свела его с комиссаром Петром Машеровым. Более того, он лично давал Петру Мироновичу рекомендацию для вступления в партию. 

С ноября 1943-го по май 1944-го Михаил Васильевич — член Глубокского подпольного райкома КП(б)Б. Воевал в составе бригады до самого освобождения Белоруссии.

АПРЕЛЬ 1946 года. Добитый и разваленный колхоз имени Молотова, созданный в июле 1944-го в деревне Петровщина Глубокского района, поручили ему, бывшему партизану. Четыре председателя уже безуспешно пытались наладить колхозную жизнь, от пятого сельчане тоже ничего хорошего не ждали. А он как раз и думал о том, как вселить в людей уверенность, что все получится, если вместе взяться за дело. А с чего начинать? Две больные кобылы, семь быков и две коровы – вот и вся живность. На полях больше снарядов, нежели того, чем можно прокормиться. Но главное — начать…

Осенью 1946 года «молотовцы» собрали неплохой урожай зерновых, трудодень оказался весомым, многие колхозники получили по нескольку сотен пудов хлеба. И главное – люди поверили своему председателю, пошли за ним. Уже не нужно было заставлять единоличников подавать заявление в колхоз. В 1948 году к 16 дворам прибавилось 7, а через год их стало 32. Урожаи пошли вверх, в три раза увеличилось поголовье скота, в полтора – посевные площади. Ставку делали на лен-долгунец, его называли северным шелком. В 1949-м с каждого гектара собрали по 6,4 центнера волокна и по 7 центнеров льносемян.

Михаил Васильевич ЛЫТЫСОВ с женой Анной Исааковной

ВТОРОГО июня 1950 года «за получение высоких урожаев волокна и семян льна-долгунца при выполнении колхозом обязательных поставок и контрактации по всем видам сельхозпродукции, натуроплаты за работу МТС в 1949-м и обеспеченности семенами всех культур в размере полной потребности для весеннего сева 1950 года» Михаилу Васильевичу Лытысову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В колхозе своими силами построили конюшню, скотник, клуб, две канцелярии, восстановили мельницу, купили автономную электростанцию, грузовые машины, провели электричество. К 1957 году хозяйство укрупнилось, его переименовали в «Победу». Основной доход давал все тот же лен, а полученные миллионы использовались для развития животноводства. На должности председателя колхоза «Победа» (позже ОАО «Петровщина», сейчас – ОАО «Золотая подкова») Михаил Лытысов проработал до выхода на пенсию в апреле 1967 года.
 
Председатель с колхозниками

Георгий Ракицкий продолжает:

— Мы общались часто, все мое раннее детство прошло в Петровщине. Кстати, бабушка тоже работала в колхозе, награждена орденом Трудового Красного Знамени. Выйдя на пенсию, дед любил посидеть с удочкой, в местном озере ловил ершей и окуней. Здоровье после тяжелой операции не позволяло работать, добил он себя колхозом. Часто гости к нему приезжали. Петр Ефимович Рубис, который потом в Витебске возглавлял облсовет, с ним дружил. Не раз навещал боевой друг и товарищ, а тогда уже первый секретарь ЦК Петр Машеров. Они сидели за столом, поднимали чарочку за погибших боевых товарищей, а я бегал вокруг. Слышал, что в 1941 году дед попал в плен. Немцы неделю водили его по деревням и спрашивали у местных жителей, кого он обидел как председатель. Никто не пожаловался. Бабушка с моей мамой его партбилет закопали в банке в огороде. Отдали только после прихода советской власти. Но разве в том возрасте я понимал, что для друзей-ветеранов значила эта память?

Часы председателя, с которыми он никогда не расставался

ПАМЯТЬ, на мой взгляд, особое свойство человека. Благодаря ей мы можем сейчас воспроизвести, что, казалось, давно ушло. 

Вера Ивановна Кривенок из деревни Петровщина делала долгие паузы в разговоре, я заметила ее волнение:

— Мне трудно вспоминать то время. Понимаете, хотя война недавно закончилась, но нам так хорошо было начинать новую жизнь. Столько сил и энергии у людей, столько светлых мыслей. Родилась в соседнем селе в 1940 году, но оно к этому же хозяйству относилось. Пришла на работу где-то в середине 50-х годов, в 1957-м уже замуж вышла.

Насколько я помню, Лытысов строил много ферм. Правда, они все стояли возле озера, коров на водопой гоняли, фермы-то простые, немеханизированные. Уже попозже их вынесли подальше в поле. Я в основном свинаркой и проработала. Лен сеяли, да столько, что убирали его всем колхозом, целые семьи выходили. С председателем жили на одной улице, до сих пор его дом стоит, только в нем уже другие люди. Михаил Васильевич скромно жил, ничего у него не было, можно сказать. На лошади весь колхоз объезжал. Какие тогда машины, да и кто об этом думал? Приедет под хату в обед, коня привяжет, а сам немножко дома передохнет. Потом снова в бричку — и поехал до позднего вечера по полям. Наш председатель был очень хорошим человеком. Муж мой в колхозе водителем на «козлике» работал, Лытысова возил если только в Глубокое на собрание. Больше людей развозил. То в больницу кому-то нужно, то бухгалтеру в город. Я не помню, чтобы председатель кого-то выгонял, даже за воровство. И вообще, мне кажется, что раньше так не воровали, как сейчас, смешно даже. Лытысов ушел из колхоза, а я еще оставалась. Последнее время уже почту носила. 

В ТОЙ же Петровщине живет бывший полевод Мария Иосифовна Хуцкая: 

— Конечно, я хорошо помню Лытысова, еще мой папа Иосиф Юрьевич Вышаткевич работал у него в колхозе бригадиром, иногда замещал председателя, когда тот отлучался. Очень дружили между собой. Заскочит, бывало, на коне к нам домой, сам из русской печки достанет чугунок, перекусит и поедет снова на работу. Простым человеком был, никакого гонору. Ну, как все. Понимаете? В 1957 году я окончила школу и сразу пошла в полеводы. При моей бытности в колхозе работало восемь бригад. Наша в Майсютино из 60 человек – одна из лучших по выращиванию льна. Вечерами в клуб бегали — Лытысов построил большой, добротный. Он напротив моей хаты до сих пор стоит, только музыки там нет давно и окна заколочены. Компании председатель любил, слушал наши песни. Сам не пел, не слышала. Может, душа у него и пела потихоньку, кто ж знает, он же добрым человеком всегда оставался. Мы сразу при нем почувствовали, что можно жить лучше. Стали богатеть, было одно желание – работать добросовестно, наголодались до этого уже, хватило. Хотелось жить счастливо. Наверное, поэтому и воровство прекратилось, каждую крошку берегли. Знали же, что сами потом этими богатствами будем пользоваться. 

Новый клуб в Петровщине, построенный при Лытысове

УЧЕТЧИКОМ, а позже и главным агрономом работал Ричард Устинович Лось: 

— В колхозе с 15 лет, сначала как простой рабочий. Председатель строгий был, нравилось, чтобы ему подчинялись и выполняли распоряжения. Может, это и правильно, не слушались бы иначе. Не любил вранья и лести, лучше правду, неважно какую. Дружил с другими председателями, Леонидом Пуговкой из «17 Сентября» например. Оба ветерана, даже хозяйства наши соревновались между собой. И Клименок из колхоза имени Чапаева с ним дружил, и Петр Машеров приезжал. Кого вы сейчас сможете найти, чтобы рассказали о Лытысове? Нас человека три-четыре осталось, все пошли уже за председателем на тот свет, времени много прошло. Это ж он полвека назад руководил колхозом.

Его супруга Вероника Брониславовна, бывшая доярка, как только услышала, о ком идет речь, сразу включилась в разговор:

— Я помню, наш председатель постоянно говорил: «Все, что колхозное, – все священное. Ничего воровать нельзя». Пресекал сразу, если знал, что «тянут». Из Майсютино один мужик движок украл. Лытысов сначала на правлении его отчитал, потом оштрафовал. Он так всегда поступал, просто рублем бил, не прогонял из колхоза и под суд не отдавал. Материальную помощь оказывал, если нужно. На похороны теленка с фермы выписывал. Правда, могу сказать, что не отличался особой щедростью. Все в колхоз, все в колхоз, себе ни копейки не брал. Никто не хотел идти на фермы, трудно, все доярки делали вручную. Мы корзинками из ямы сенаж доставали, сено с поля возили на конях, сами грузили, сами взвешивали, свеклу резали, поили скотину ведрами. А получали-то зарплату только за чистые надои, ни капли больше. Знаете, была я на нынешних фермах, теперь же половину той работы не выполняют, есть другие работники для этого. Эх, нам бы такие условия! Так вот, председатель приезжал и беседовал со всеми, уговаривал, просил. А потом медали вручали людям за хорошую работу, на выставку в Москву отправляли. Я сама по комсомольской линии не раз награждалась. Лытысов болел очень, может, война сказалась, не знаю. И колхозной работы хватанул по полной. Потом совсем ослаб, не мог больше работать. Жалко его, конечно, хороший мужик был, настоящий.

СЛОВО «настоящий» звучало из уст бывших колхозников не раз. Настоящий председатель, настоящий друг, настоящий мужик… Два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», многочисленные медали. Автор брошюр «Наш вопыт атрымання высокіх ураджаяў ільну» и «Лён — наше богатство». 

Умер 13 февраля 1979 года.

На Глубоччине девять Героев Соцтруда, Доска почета с их портретами установлена недалеко от проходной филиала «Глубокский хлебозавод». Среди них и Михаил Васильевич Лытысов.

chasovitina@sb.by 

Фото из архива Георгия РАКИЦКОГО
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter