Лицо с обложки

Основателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга авторитетный американский журнал Time признал «человеком года»...

Основателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга авторитетный американский журнал Time признал «человеком года». С обложки, на которую мечтает попасть практически каждый (если, конечно, знает о существовании журнала Time), смотрит молодой (действительно молодой — всего 26 лет) и немного удивленный человек. Удивленный своим успехом и своим влиянием? Хотя это может быть просто удачно выбранный образ — у Романа Абрамовича, между прочим, тоже всегда слегка удивленное лицо и смущенная детдомовская улыбка — но разве этим можно кого–нибудь обмануть?


Марк Цукерберг планирует приехать в Китай и даже попросил совета у пользователей своего сайта — что, мол, стоит посмотреть в Поднебесной, где побывать, какие блюда попробовать. Вопрос, как и следовало ожидать, немного повис в воздухе — в Китае доступ к Facebook закрыт (именно поэтому я не отвечаю тем, кто приглашает посетить их страницу на этом сайте — извините, не имею возможности). Не думаю, что самый молодой миллиардер в мире (причем состояние его прирастает гигантскими темпами и за последний год выросло почти в три раза, достигнув 6,9 млрд. долларов) об этом не знает — он, конечно, в курсе. Тем не менее я абсолютно уверена в том, что, обращаясь за советом к теоретически несуществующим китайским пользователям, он точно знает, что делает. Во–первых, возможность заходить на закрытый интернет–ресурс все–таки есть — потому что, как известно, все возможно, особенно если очень этого хочешь. Можно установить специальное оборудование, которое свободно продается на многочисленных электронных рынках Пекина и других городов Поднебесной. Во–вторых, это такое специфическое и мягкое давление на местные власти: «Может быть, пора подумать, чтобы доступ открыть?» К тому же у Facebook наверняка есть хорошая команда, которая за кулисами уже дергает за нужные ниточки, чтобы организовать для Марка Цукерберга встречи в Пекине с важными и влиятельными людьми. Никто не хочет терять потенциальный рынок в полтора миллиарда пользователей (Цукерберг недавно так и сказал в одном из интервью: «Разве можно соединить весь мир, если полтора миллиарда выпали?»). Тем более когда все основные игроки уже здесь.


При этом повод для приезда в Китай у Цукерберга очень личный — познакомиться с родителями своей китайско–американской девушки. Это девушка китайско–американская, а родители у нее совсем китайские. А произвести на них впечатление иностранцу не так и легко, даже если он миллиардер — в китайской глубинке о Цукерберге вряд ли кто слышал. К тому же китайские родители задают вопросы не о том, любит ли потенциальный зять их дочь, а есть ли у него дом. С этим у Марка, конечно, все в порядке — он и всем китайским родственникам дома купит, если понадобится (хотя, кажется, у миллиардеров такие аттракционы неслыханной щедрости не в почете). Чтобы ничто не потерялось в переводе, Цукерберг учит китайский и изучает китайскую историю (тут, конечно, учебники имеют значение, потому как западные и собственно китайские во многих оценках расходятся).


Хотя очевидно, что какие–то основополагающие вещи он уже усвоил. Китайские власти, разъясняя свою политику в отношении интернета, часто говорят о том, что тот, кто приходит в их страну делать бизнес, должен играть по местным правилам. Цукерберг неоднократно заявлял о том же и говорил, что его Facebook базар, несомненно, фильтрует: в Германии вымарывает любые упоминания о нацизме, а в Пакистане — любые изображения пророка Мухаммеда. Он говорит, что Китай «очень сложен», и что он будет рад слушать и учиться — последователям Конфуция (а во власти таких большинство) это должно понравиться.


Цукерберг наверняка знает, что Китаю Facebook в общем–то и не нужен: здесь уже есть свои аналоги, которые востребованы и популярны (и на мой личный взгляд, запрет американского сайта — дело рук не столько цензуры, сколько китайских конкурентов). А вот Цукербергу Китай очень нужен, потому что новое правило современного международного бизнеса — если тебя нет в Китае, то где ты тогда есть?


Так что, похоже, Марк Цукерберг будет обихаживать не только родителей Присциллы Чан, но и всю ее необъятную родину. И если он умен (а он, несомненно, умен), то учтет ошибки других: не стоит давить на девушку — это попахивает насилием, куда перспективнее дать ей то, чего она хочет. Если же она сама еще не совсем уверена в своем выборе — подтолкни. Манипуляторы уже почти правят миром, вам не кажется?


Кстати, по результатам интернет–голосования в номинации «Человек года» журнала Time победил вовсе не Марк Цукерберг, а Джулиан Ассанж. Но кто ж поместит его лицо на обложку?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter