Лицензия на проезд

Еще относительно недавно казалось, что все проблемы автобусного сообщения упираются в катастрофический износ подвижного состава.
Еще относительно недавно казалось, что все проблемы автобусного сообщения упираются в катастрофический износ подвижного состава. Но на днях министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой заявил, что автобусов в стране достаточно, чтобы доставить пассажира в любую ее точку. Нужно лишь грамотно перераспределить имеющиеся возможности.

Подобное заявление должно особенно взволновать сельских жителей. Ведь если в крупных городах автобусы ходят более-менее регулярно, то в иную деревню можно доехать лишь раз в сутки, а то и в неделю. И это при том, что в стране насчитывается 4.000 регулярных автобусных маршрутов, что на 51 больше, чем год назад. Возросла и общая протяженность маршрутов - до 221 тысячи километров. Развитие идет в значительной мере за счет негосударственных предприятий, сделавших ставку на маршрутные такси. Вот их-то и намерено Министерство транспорта и коммуникаций использовать, в частности, для пригородного сообщения. Соответствующие нормативные документы ведомством уже готовятся.

Каким же способом заставить владельца частного автобуса поехать в деревню? По версии Минтранса, побудительным мотивом должна стать новая система выдачи лицензий на маршрут. Сейчас этим занимаются местные органы власти. Министерство намерено переключить эту работу на себя, с тем чтобы сформировать новую концепцию маршрутной цепи. Каким образом? "Один маршрут будем выдавать перевозчику в городе, два, условно говоря, на периферии", - отметил Михаил Боровой. Тем самым частник будет поставлен в общий ряд транспортных предприятий.

Нетрудно, однако, заметить, что в рыночных условиях заставить частную структуру выполнять ту или иную работу без финансового стимула вряд ли удастся. Между тем автобус в нашей стране до сих пор осуществляет скорее социальную функцию, чем транспортную. Мало того, что тарифы на проезд в автобусах городского и пригородного сообщения не восполняют затрат, так еще и льготников насчитывается около 60 категорий. А дотации государства по этому поводу сократились вдвое - до 25 процентов (и лишь в Минске - до 50). Но "автобус - не собес", заметил Михаил Боровой и сообщил, что уже подготовлен проект декрета, которым огульные льготы на проезд заменяются адресной помощью тем, кто в ней жизненно нуждается.

Оборотная сторона этой "медали" - за проезд платить придется всем и, возможно, больше, чем сейчас. Собственно, на иных условиях частная маршрутка возить пассажиров не станет. А согласятся ли они сами пользоваться ее услугами? Работающие, судя по всему, - да, о чем говорит достаточная наполняемость негосударственных автобусов уже сегодня. Что же касается пенсионеров и других малообеспеченных, то им, пожалуй, без дешевого государственного транспорта не обойтись. И тут уж придется мириться с тем, что ходит он редко и не к самому дому.

В целом же можно сказать, что Минтранс разработал основательный пакет документов, регламентирующих транспортную деятельность в новых условиях. Помимо лицензирования и перехода от льгот пассажирам к адресной помощи, речь идет о государственной транспортной инспекции. Предполагается, что уже к концу года Президент и правительство примут по этому поводу соответствующие решения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter