Лицензия на харакири

Для столичного ООО "Дальяно" очередная налоговая проверка принесла немало забот.
Для столичного ООО "Дальяно" очередная налоговая проверка принесла немало забот. Как выяснили инспектора, еще летом прошлого года "Дальяно" осуществляло оптовую торговлю продуктами собственного производства, тканями и металлом без лицензии. Полученный от этой деятельности доход - 27,1 миллиона рублей - расценивается как особо крупный, а отсутствие специального разрешения квалифицирует эту деятельность как незаконную и влечет за собой возбуждение уголовного дела.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что за последние несколько лет еще не было ни одной оперативной сводки ГКФР за неделю, где бы ни фигурировали дела, связанные с нарушением лицензионной деятельности. Взять, к примеру, одну из последних. Здесь, помимо уже упомянутого "Дальяно", перечислены еще четыре фирмы, отсутствие лицензий у которых послужило причиной возбуждения уголовных дел. Среди них называются строительные, посреднические, производственные организации. Так, недавно в разряд нарушителей попала УЧПКФ "Скит". Проведя проверку на этом предприятии, сотрудники Борисовского межрайотдела УГКФР по Минской области и Минску выяснили, что без лицензии фирма приобрела в Смоленской области бензин и дизтопливо порядка 40 тонн, а затем реализовала топливо в нашей республике. Полученный доход считается особо крупным, результат коммерции - уголовное дело. Причем форма собственности фирмы роли не играет. Нарушения лицензионного порядка не редкость как у индивидуальных предпринимателей, так и на крупных государственных предприятиях.

Иногда дело доходит до абсурда. Какое-нибудь производственное предприятие в глубинке, далекой от столицы, еле-еле сводит концы с концами, берет кредит в банке, начинает осваивать новый вид продукции, а через пару месяцев приходят проверяющие и выясняется, что нужна была лицензия, и в соответствии с законами выписывают штрафные санкции. В итоге этому предприятию в обозримом будущем выбраться из долговой ямы просто не представляется возможным.

Конечно, сейчас многие могут мне возразить, дескать, нечего браться за новое дело, не выяснив всю законодательную базу. Естественно, с этим мнением трудно не согласиться. Но вот какой нюанс: из многолетней практики общения с руководителями и бухгалтерами самых различных предприятий по всей республике следует - выяснить все премудрости постоянно меняющегося законодательства очень сложно, особенно тем, кто работает не в столице. А теперь представьте, если председатель колхоза вдруг захочет открыть у себя какое-то новое дело, то что же ему, бросать все дела и с головой окунаться в законодательные дебри? Причем никто, нигде и никогда не скажет, все ли вы правильно делаете. Любая ошибка - шанс насчитать штраф. Что нередко мы и имеем.

В идеале идея лицензирования подразумевает выдачу организациям разрешения заниматься определенным видом деятельности, где требуются специальные знания, условия работы, высокая степень риска и ответственности. Причем выдача лицензии происходит только после подтверждения фирмой, что у нее действительно есть все возможности заниматься той или иной деятельностью. А роль финансовых сборов вторична. В принципе, выдача лицензий вообще могла бы быть бесплатной, так как ее цель не деньги, а безопасность.

Что же сегодня представляет система лицензирования у нас? По сути, еще один сбор в бюджет в дополнение ко всем тем, что уплачиваются при регистрации предприятий. Иначе объяснить лицензию, например, на торговую деятельность - просто невозможно. В то же время неоправданно огромное число лицензируемых видов деятельности зачастую не дает развиваться нормальной конкурентной борьбе. Фирмам нередко бывает сложно освоить новый рынок только из-за того, что необходимо пройти лицензирование. При этом не стоит скрывать, что нынешний процесс выдачи разрешений - благодатная почва для коррупции. Одному могут дать лицензию, а другому - нет, и зачастую определяющим фактором служат не объективные причины, а субъективное мнение чиновника.

Кстати, как рассказали корреспонденту "СБ" в Министерстве предпринимательства и инвестиций, сейчас в республике насчитывается порядка 160 видов лицензируемой деятельности. К примеру, у наших соседей в Украине эта цифра равна всего лишь 60, в Киргизии и того меньше - 23. Если же взглянуть в сторону России, то там немалый резонанс вызвало заявление Президента В.Путина об упрощении системы регистрации фирм и серьезном сокращении в ближайшее время видов деятельности, на которые требуется лицензия. Может, и нашим министерствам и ведомствам стоило бы отнестись к этой проблеме более взвешенно? Наверное, вряд ли найдется хоть один производственник, который не поддержал бы изменения в этой сфере. И очень бы хотелось, чтобы, к примеру, ситуация с наложением штрафа за отсутствие лицензии на производство укупорочных колпачков на бутылки, как это было недавно на одном из винных заводов под Минском, стала бы поскорее историей. Лучше, когда сборы в бюджет будут поступать не от штрафов, а от разумных налогов с реальной деятельности.

P.S. К слову, депутаты Государственной думы России на пленарном заседании приняли в третьем, окончательном чтении законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности", содержащий виды деятельности, подлежащие лицензированию. Согласно законопроекту, количество лицензируемых видов деятельности сокращено до 102.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter