Лицедеи, а не лицемеры

Интрига вокруг должности главного режиссера Республиканского театра юного зрителя на этой неделе завершилась...

Интрига вокруг должности главного режиссера Республиканского театра юного зрителя на этой неделе завершилась. Творческий коллектив ТЮЗа возглавил режиссер Владимир Савицкий, известный по работам в Купаловском театре и театре им. Я.Коласа: «Свои люди — сочтемся», «Сны о Беларуси», «Дикая охота короля Стаха», «Ветрогоны». Напомним, этой весной ситуация в театре сложилась непростая: директор Юрий Кулик не продлил контракт с главным режиссером Натальей Башевой, что вызвало волнения у части коллектива. Сможет ли крепкий профессионал Савицкий сплотить расколотую ненужными страстями труппу — об этом в эксклюзивном интервью «СБ».


— Когда происходили волнения в ТЮЗе, я делал очень большой спектакль в Бресте — «В списках не значился». Вообще, стараюсь за такими вещами не следить, потому что это всегда не то чтобы неинтересно, но неплодотворно: как на войне — страдают все. Но проигрывает всегда театр — его атмосфера, репертуар, судьбы людей, которые тратят жизнь и время на выяснение отношений. Мне поступило предложение стать главным режиссером ТЮЗа, я задумался и понял — работы непочатый край. Впрочем, как всегда после войн. Поверьте, я знаю все театры страны, у которых периодически возникают конфликты. На моих глазах, например, проходили распри в театре Коласа. Я как раз выпускал там постановку. В такой ситуации я всегда предлагаю актеру потратить энергию на роль и на спектакль. Иначе он может на собрании выступить более эмоционально и заразительно, чем на сцене. На трибуне, бывает, и глаз горит, и нерв есть, а выходит на сцену — где вера и энергия? Вы же вот только вчера так интересно выступали?


Сейчас надо искать пути, чтобы ТЮЗ снова заработал. Сегодня реально репетируется один спектакль! А труппа состоит из 30 человек. В театре должны работать все. Кто не хочет работать — тот и не работает. Истина проста.


— С чего начнете?


— Нужно для начала отсмотреть весь репертуар, чтобы внести свои предложения. Ввиду нашей кочевой жизни — из–за реконструкции, я думаю, она продлится 2 — 3 сезона как минимум — нужно строить мобильный, подвижный, игровой репертуар и в то же время готовить новый — программный, с которым будет не стыдно въехать в отреставрированное здание.


— Владимир Константинович, как вы для себя определили концепцию современного детского театра?


— Приставка не важна — детский, не детский... Главное, чтобы был театр. Есть законы сценического искусства, этика поведения в театре, дисциплины труда. И эти законы никто не отменял. Надо ориентироваться не на целевые просмотры, когда школьников загоняют строем в зал, а на семейные. Будет очень хорошо, если родители с детьми будут приходить к нам и на утренние, и на дневные, и на вечерние спектакли. Сегодня дети с интернетом и компьютером очень опережают театр. Надо очень постараться, чтобы удивить и привлечь их внимание, чтобы они получили от спектакля какую–то новую информацию.


Я рассчитываю на живой контакт со зрителем, с этого театр начинался и, сколько бы ему ни предрекали гибель, на живом, сиюминутном контакте с публикой он держится.


— Модель московского театра юного зрителя вас устраивает?


— Простую кальку снять невозможно. Но то, что московский театр знает полмира и зритель к ним идет, — это факт. Я знаю, зритель в Москве еще более возбужденный и шумный, чем в Минске. Видел, как на дневном спектакле через 15 минут дети вдруг замолкают и начинают пристально следить за тем, что происходит на сцене. Потому что в московском ТЮЗе владеют тайной. Их спектаклям могут позавидовать все московские коллеги.


У нас другой темпоритм жизни. Надо что ли немного внимательнее и нежнее обращаться со зрителем. В Москве его внимание захватывают не церемонясь.


— Будут ли кардинальные изменения в труппе?


— Всегда болезненный вопрос: с одной стороны, театр должен обновляться, подпитываться молодой энергией, но с другой — без старшего поколения невозможно. Все должны работать, и будем искать баланс.


Вообще, я не хочу выступать в роли критика, говорить, что кто–то лучше работал или хуже, но, на мой взгляд, если бы все было хорошо и замечательно и был репертуар, никакого конфликта и не произошло бы. Значит, что–то тлело? Раньше можно было сослаться на цензуру, мол, не пропускают. Сейчас — ставь что хочешь. У меня на рабочем столе лежит 120 пьес. Дай Бог прочесть. Главное, чтобы приходил зритель, заполнялся зал и при всех возникающих спорах игрались спектакли, чтобы здесь, на сцене, было лицедейство, а не лицемерие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter