Литовское помутнение

Несуществующая «белорусская угроза» окончательно уничтожила здравый смысл в соседней стране

В панических поисках «агентов Минска» департамент государственной безопасности (ДГБ) Литвы окончательно объединился с экстремистами‑террористами из беглых офисов и организаций и совместно выискивает, кого бы еще испугаться. А нашим беглым это только на руку, лишь бы их не трогали. Поэтому стараются как могут.

Второй год охоты на «ведьм»

Столкнулся какой‑то змагар на улицах Вильнюса со своим бывшим инспектором ИДН — и понеслось. «Караул! Литва в опасности! Все белорусы могут сотрудничать с белорусскими спецслужбами и передавать им информацию!» — заполошно голосит ДГБ.
И змагары подогревают истерику, рассказывая, что спецслужбы в Беларуси вербуют граждан прямо с пеленок. А уж если человек 30 лет назад служил в белорусской армии, то он точно агент и эти же 30 лет живет в Литве исключительно по заданию спецслужб…
Надо отметить, что такое же отношение в Литве и к россиянам. По последней информации, озвученной ДГБ Литвы, в отношении 1415 иностранных граждан принято решение, что их проживание в Литве представляет угрозу национальной безопасности страны. Соответствующие заключения направлены в департамент миграции, который активно принимает меры по возвращению неугодных в страны, гражданами которых они являются.

80 процентов (1133 человека) из «угрожающих» — граждане Беларуси. Большинство из них, по мнению ДГБ, связаны с «режимом ­Лукашенко». Как? На этот вопрос ДГБ тоже дает ответ. Около 60 процентов «угрожающих белорусских граждан» (680 человек) работали в системе внутренних дел или в государственных учреждениях, около 30 процентов (340 человек) служили в вооруженных силах, немногим меньше 10 процентов (113 человек) работали в военной промышленности или на других объектах ВПК.

В большинстве своем «темное прошлое» белорусов, которое так пугает литовцев, случилось с ними лет 20 — 30 назад. Люди уже прожили в Литве не одно десятилетие, у них семьи, работа, ни в чем предосудительном они замечены не были, претензий к ним до недавнего времени тоже не было. И вдруг срочная служба в армии, которая случилась так давно, что уже и не вспомнить, стала причиной, по которой людей отправляют в Беларусь.
В прошлом году Литва заявляла, что угрозу ее безопасности представляют 910 белорусов. Все они покинули территорию страны в принудительном порядке. Сейчас ДГБ с гордостью рассказывает, что за 2023 год его сотрудники изучили данные 121 577 иностранцев, 1415 были признаны угрозой и отправлены домой.
Сейчас еще 1132 белоруса выбросят из страны, и они уже из Беларуси будут пытаться доказать, что случившаяся с ними 30 лет назад работа в госучреждении никоим образом не угрожает Литве. Или не будут. Просто заберут в Беларусь свои семьи и станут жить спокойно, не боясь, что в какой‑то момент их безо всякой причины обвинят в работе на литовские спецслужбы. Или в чем‑нибудь еще, таком же фантастическом.

Копните змагаров!

Но есть в Литве категория белорусов, которые ни под каким предлогом не угрожают бе­зопасности страны. Так считает ДГБ. И это, естественно, экстремисты, террористы и прочие активисты из белорусской оппозиции. Неприятность с Карач, которую все‑таки признали угрозой безопасности Литвы, можно не считать — она пала жертвой межвидовых разборок в змагарском серпентарии. Да и как, собственно, пала — живет себе спокойно в Литве, продолжает угрожать ее безопасности изнутри…

А остальные змагары с ДГБ очень дружат и вместе выискивают тех белорусов, которых нужно срочно отправить из страны. Причем упор все эти «добровольные помощники» делают на бывших сотрудников белорусских правоохранительных органов. Самый сильный ужас вызывают те, кто недавно приехал в Литву и работал в белорусских спецслужбах буквально вчера.
И тут змагаров можно понять. Бывший белорусский следователь, милиционер, сотрудник госбезопасности может представлять для «оппозиционных деятелей» вполне реальную угрозу. Ведь большинство из этой беглой шушеры с белорусскими спецслужбами сотрудничало плотно, многие не один год и даже не десятилетие.
Причем они это особо и не скрывали раньше, достаточно копнуть неглубоко — и вот они, стукачи всех мастей и разновидностей, сидят себе в Литве в офисах и кабинетах, изображают из себя что‑то. Но литовский ДГБ — такая организация, которая и кучу навоза под своим носом не унюхает. А ведь всего лишь надо задуматься, как это змагары последние 30 лет выживали в условиях «крывавай беларускай дыктатуры». Еще можно задать вопросы конкурирующим за гранты и власть группкам. Той же Карач, например. Обиженная на всех Оля такого расскажет про «коллег», что ДГБ ближайшие годы будет информацию разгребать.
До ДГБ пока еще не дошло, кто представляет реальную угрозу безопасности их страны. Поэтому страдают сейчас обычные белорусы, не имеющие никакого отношения ни к белорусским спецслужбам, ни к беглой белорусской оппозиции.
И ДГБ пока «работает» с белорусами, живущими в Литве с видом на жительство, имеющих двойное гражданство еще не трогают. Но, видимо, и за них возьмутся со временем. Потому что за россиян уже взялись. Комиссия по гражданству по представлению ДГБ готовится к рассмотрению предложения об отзыве литовского паспорта у балерины Илзе Лиепы. Инициатива лишить балерину гражданства появилась после того, как она в интервью российским СМИ выразила поддержку СВО…

krasovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter