Идеологическая работа действенна, если она осуществляется через реальных людей, истории их жизни, конкретные поступки

Литературное наследие Пуховичской земли

Без громких фраз и пафоса: какой должна быть идеологическая работа

В Могилевском университете имени А. А. Кулешова я учился и работал с известным археологом Вячеславом Копытиным. Он создавал археологическую карту Могилевской области. На раскопках вместе с ним всегда работали студенты. Они его боготворили, а я, наблюдая за их работой, думал о том, что это и есть идеологическое воспитание — предметное, авторитетное, умное, последовательное.

Литературные адреса Пуховичского края: о легендарной Свислочи создали свои стихи и рассказы десятки белорусских поэтов; в усадьбе помещиков-революционеров в Блони гостили русские писатели Григорий Мачтет, Евгений Чириков, украинская поэтесса Леся Украинка.

К тем методам идеологической работы, которым следовал археолог Копытин, можно сказать, меня вернул писатель Александр Карлюкевич. Причем дважды. Первый раз это было во времена моей работы министром образования. Александр Николаевич был тогда главным редактором газеты «Лiтаратура i мастацтва». Он давал мне читать свои книги, по службе и по дружбе я читал его газету. И однажды попалась на глаза маленькая заметка. В редакцию писала мама двоих мальчишек, лет восьми и десяти. Ее муж, заядлый рыбак, каждые выходные всю семью сажал в машину и вывозил на какую‑нибудь речку или озеро. Причем всегда в разные места. Сам рыбачил, рассказывала эта женщина, мальчишки на одном месте долго усидеть не могли, а она по очевидным приметам всякий раз видела, что они находятся в каких‑то исторических местах, но рассказать о них сыновьям ничего не могла, не знала. Она в своем письме предлагала как‑то отметить эти места — дорожными знаками, специальными стендами, просто памятными метками. Привлечь к этой работе школьников, студентов, учителей, журналистов, дорожников, службы ГАИ. Сделать все в одном стиле и повсеместно, подготовить и издать соответствующие карты, указатели. Мы с Александром Николаевичем обсудили это предложение, а заместитель министра образования Татьяна Ковалева вообще загорелась этой идеей. Со своей идеологической службой они разработали план республиканской акции «Жыву ў Беларусi i тым ганаруся!». И многое удалось сделать.


А второй раз Александр Николаевич вернул меня к действенным формам идеологической работы своей книгой «Пухавiччына: лiтаратурнае гняздо Беларусi». Читаю ее, перечитываю, сопереживаю героям, брожу вместе с автором по его родным местам. Он прошел и объехал все деревни и местечки, все хутора и даже отдельные дома лесников — и везде находил следы творчества местных поэтов, прозаиков, краеведов. Сколько на нашей белорусской земле рождалось талантливых людей! Они были простыми крестьянами, рабочими, учителями, врачами, но не могли не творить. Очень многое из написанного ими пропало. Годы Гражданской войны, репрессий, Великая Отечественная забрали многих, в том числе и очень талантливых, поэтому Александр Николаевич в своей книге старается никого не забыть. Вот, для примера, отрывок из рассказа «Сымона Хурсiка са Снусцiка»:

«Дзесьцi далёка перасеклася неба з зямлёю. А дзе — не вiдна. Там кволiцца сiнь. Яна мiтусiцца, трапечацца, як летуцень, як радасць чалавечая. Трывожыць думы i жаданнi, як песня цiхая, што боль заспакойвае, абяцае штосьцi нязнанае i прыгожае ды вабiць, цягне да сябе, як ласка дзявочая. 

Па зялёнай роўнядзi пчалiным роем хутары сыпалiся. Злева — смяецца, звiваецца, як блiскучы каснiк, жыццярадасная цiхаплыўная рэчка. Далей — бясконцыя маўклiвыя палi. 

З правага боку — стары каранасты лес. Цiхая задума як штосьцi непазбыўнае агарнула яго. Лес думае, марыць аб чымсьцi, i не пазнаць, весела цi сумна яму. 

У такт яго думкам штапуе паветра белымi стрэламi шэры млын, што прысеў у беразе каля ракi...»
Потрясающе! Как можно потерять, забыть такие строчки?! И таких творчески одаренных людей Александр Николаевич находил везде. И книга его построена как путешествие по родным местам.
В оглавление он вынес названия этих деревень и сел, и уже эти слова для белоруса звучат как музыка: Мар’iна Горка, Шацк, Блужа, Суцiн, Балачанка, Зацiтава Слабада (где родился сам Карлюкевич), Беразянка, Пухавiчы, Скорбаўка, Дукора, Пярэжыр, Рудзенск, Вузляны, Церабель, Дудуткi...


С 1935 по 1941 год в Марьиной Горке был Дом творчества писателей Беларуси. Там отдыхали и творили классики белорусской литературы Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Кузьма Чорный. Они облюбовали Пуховиччину, воспели ее чудную природу и самобытных людей. Александр Николаевич приводит воспоминания земляков, лично знавших этих писателей, рыбачивших с ними. В частности, приводит вот это повествование Евгения Романовича:

«Перад вячэраю мы ўсе, не згаворваючыся, збiралiся каля выхада з Дома творчасцi i iшлi цераз вялiкае поле да лесу, потым назад, стараючыся не падымаць пылу нагамi.

У шырокай панаме, палiнялай кашулi, парусiнавых штанах i скураных сандалях на босую ногу неяк заўсёды ў сярэдзiне кампанii, абапiраючыся на вялiкi кiй, iшоў звычайна Бядуля. Калыхалася спелае жыта, з яго выглядалi сiнiя, як дзявочыя вочкi, васiлькi. Хтосьцi пачаў задумлiва дэкламаваць:

I тчэ, забыўшыся, рука 
Замiж персiдскага ўзору
Цвяток радзiмы васiлька...

— Не ўспамiнайце мне Максiма, бо я плакаць пачну, — цiха папрасiў Бядуля. — Для вас Багдановiч толькi паэт, а для мяне гэта чалавек, сябра, якi высушыў маё сэрца, як лiст у кнiзе. Ён гарэў у мяне на вачах, i я нiчога не мог зрабiць. Я не ведаў, як пагасiць яго хворы агонь...

Насустрач нам з лесу па палявой сцяжынцы iшоў Якуб Колас. Ён быў таксама, як i ўсе, у лёгкай летняй адзежы з саламяным брылём на галаве. Правая рука Коласа абапiралася на самаробны кiёк, у левай ён трымаў кошык з грыбамi».
Я согласен с Александром Николаевичем, что идеологическая работа действенна, если она осуществляется через реальных людей, истории их жизни, конкретные поступки. Системы современных коммуникаций уводят от непосредственного общения, и часто вообще от реальности. А живой окружающий мир — это богатство, никакая виртуальная оболочка его никогда не заменит.
Вся книга Карлюкевича тому доказательство. Он не приводит громких патриотических фраз, но сама фактура его работы свидетельствует о глубине рассуждений автора. 

Творчески одаренных молодых людей и теперь немало. Карлюкевич с воодушевлением пишет о работе минской школьницы Арины Климович:

«Кнiга «Тапонiмы роднага краю», створаная вучанiцай дзясятага класа сярэдняй школы № 23 горада Мiнска Арынай Клiмовiч, чые бабуля i дзядуля з Пухавiч i Раўчака Пухавiцкага раёна, чые пра­дзеды жылi на Пухавiччыне, — сапраўды творчы ўнёсак у пухавiцкае краязнаўства, рэгiёназнаўства. Яе можна смела выкарыстоўваць на ўроках гiсторыi Беларусi, беларускай лiтаратуры i беларускай мовы, на ўроках геаграфii ў агульнаадукацыйных школах Пухавiччыны».

Особое место в своей книге Александр Николаевич отводит годам Великой Отечественной войны. С болью пишет о сожженных деревнях, о карательных операциях оккупационных войск, о безжалостных фашистах, расстреливавших и сжигавших заживо стариков, женщин, детей. 



Предисловие Адама Мальдиса к книге Карлюкевича я советую читать по крайней мере дважды — перед и после прочтения книги. Это обстоятельная статья известного историка белорусской литературы, и она привлекает к себе как обособленно, так и в совокупности с книгой Александра Карлюкевича.

Чем дольше я ее читал, тем больше у меня зрело желание вместе с ним проехать, походить по его родным местам. И пусть бы он говорил, говорил…
А ведь его родная Пуховиччина — модель всей нашей Беларуси. Наша страна, по сути, соткана из таких вдохновляющих лоскутков. И их надо изучать, воспевать. Так, как это делал археолог Вячеслав Копытин, как делает писатель Александр Карлюкевич.
Как это могут делать в любом уголке нашей родной земли учителя со своими учениками, писатели, поэты, журналисты, вообще все думающие и творческие люди. 

На мой взгляд, эта книга должна быть в каждой библиотеке, прежде всего во всех школьных. Она нужна на уроках языка и литературы, истории и географии. Более того, это реальное и убедительное пособие для идеологической работы — мудрое, яркое и результативное. Как это стихотворение «паэткi Ганны Рунец з Азярычыны, што на Пухавiччыне»:

Вёска мая, ты — мой родны    
куточак,
Дзе нарадзiлася я i жыву.
Водар лугоў тваiх, птушак    
гамонку
Я ўжо нiколi забыць 
не магу.
Дзе б нi была, ў якой я    
старонцы,
Сэрцам iмкнуся сюды —    
так i знай.
Вабяць рака i рабiна    
на гронцы,
Сонца i неба блакiтнага  край.

Внешне простые строки, но какая в них сила жизни, сила красоты и притягательности нашего родного края. 

Александр РАДЬКОВ, доктор педагогических наук, профессор. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter