Литература на уроке и в блоге

В ЖЖ можно найти обсуждение любой проблемы, фотографии, музыку, фильмы. Блоги становятся газетными и журнальными колонками...

Недавно в интернетовском Живом журнале вычитала мнение одного из блоггеров, похоже, студента: самая лучшая литература для него — только та, которая печатается в ЖЖ. Все другое неинтересно. А параллельно слышу сетования школьных учителей о том, как трудно заинтересовать нынешних недорослей литературой, и вообще, злобный дядька Интернет убивает книгу...


В ЖЖ можно найти обсуждение любой проблемы, фотографии, музыку, фильмы. Блоги становятся газетными и журнальными колонками. И писатели уходят в ЖЖ. Но как живется там литературе? Мои собеседницы по сегодняшнему «Триолету» знают об этом изнутри. Оксана Безлепкина — писательница, кандидат филологических наук, преподает белорусскую литературу в Институте журналистики БГУ, ее блог называется «Мая аранЖЖарэя». Татьяна Замировская — сетевой писатель и музыкальный критик, пару лет назад заняла второе место в номинации «Литература» на конкурсе «Премия Рыкова», в котором участвовали все русскоязычные блоги. Ну а я, Людмила Рублевская, писатель–обозреватель–критик, запечатлявшая свои тексты а) от руки, б) на машинке, в) на компьютере и только недавно и довольно скептически приобщившаяся к ЖЖ, не могу пройти мимо темы. Особенно с утра за мохито (безалкогольным) в минской кофейне имени английской бабушки.


Л.Рублевская: Итак, я написала роман. Мне что, теперь разместить его в Живом журнале?


О.Безлепкина: Роман — это не для ЖЖ. Чтобы там его прочитали, его автор должен быть почти что классиком вне Интернета.


Т.Замировская: Лукьяненко, когда писал роман, выкладывал каждую новую главу в ЖЖ, и поклонники обсуждали тысячами комментариев.


Л.Рублевская: У Лукьяненко — фанаты. А если просто молодой писатель главы романа будет помещать в блог?


Т.Замировская: Я и Лукьяненко не читала. Даже если бы мне писатель очень нравился, я бы не стала в таком виде читать его роман.


Л.Рублевская: Значит, литература в Живом журнале урезанная какая–то получается?


О.Безлепкина: Она не урезанная, она «непричесанная». Но не все авторы готовы к такой неотредактированной откровенности. Именно поэтому многие интересные блоги «подзамочные». Так, только для взаимных «фрэндов» пишет роман о себе блоггерша Лионеллия (lionellia).


Т.Замировская: Настоящий, хороший блог — это и есть роман о себе.


О.Безлепкина: Поэтому я даю своим студентам ссылки на блоги писателей, а в экзаменационные билеты включаю вопрос: «Беларускiя пiсьменнiкi ў сецiве: маргiналiзацыя цi экспансiя». А ведь правильного ответа нет. Я заметила, что студенты стали добавлять писателей во «фрэнды» и литература из обязательного предмета становится частью их жизни.


Т.Замировская: Но сама литература в блоге может существовать только как краткий и очень личный текст. Потому что на экране все воспринимается в режиме быстрой сетевой литературы, которую нужно просмотреть по диагонали. Одну и ту же книгу можно прочитать на мониторе и в бумажном виде — и это будут две разные книги. Нужно читать глазами читателя, а не посетителя Интернета, который случайно наткнулся на текст в чьем–то блоге. Если его зацепило, будет читать дальше, нет — не будет. И оставляет комментарии: «не осилил, много букв» или «автор, пиши еще».


Л.Рублевская: Выходит, «большая литература» — это то, что не поместишь в ЖЖ. А много случаев, когда блоговая литература делалась книжкой? Ну, я знаю, что Адам Глобус издал свои популярные записи, что рассуждения критика Анны Кислицыной печатаются в ее авторских колонках...


Т.Замировская: Да вот Евгений Гришковец... Завел блог, все думали: чего это он такой активный?.. А позже он все книжкой издал.


О.Безлепкина: Можно использовать блог как площадку для будущей книги, а можно просто вести дневник ради общения, и тогда тексты получаются неоконченными, провоцирующими на диалог. И такой блог издавать нет смысла: вы же не допишете в книгу комментарии.


Т.Замировская: Питерское издательство «Центр–Полиграф» издавало блоги в серии «Письм@ моих друзей». Например, блог Ани Ривелотэ, которая пишет про любовь жутко поэтично. Но, подозреваю, читателю не всегда хочется перечитывать настолько личные книги, это как второй раз с кем–то знакомиться.


Л.Рублевская: ЖЖ делится на тусовки, в каждой из которых свои критерии интересного. Если стихи — то в одном стиле, у нас многие, например, под Хадановича «косят».


О.Безлепкина: Тут дело не в Интернете. Всегда были популярны иронические или сатирические тексты. Вспомним эпиграммы Гафта, «Сказ пра Лысую гару» Ведьмака Лысогорского... Авторам приятна мгновенная реакция. Если стихотворение будет слишком серьезным, оно может не получить столько отзывов.


Л.Рублевская: То есть цель помещения текста в ЖЖ — получить комментарии, причем желательно положительные?


Т.Замировская: Необязательно. Стихотворение — это уже некий бытовой шаманизм, вызывающий отклик.


Л.Рублевская: Если стихотворение пишется не блоггером, от написания до напечатания есть пауза... А может, и вечность. А в блоге — мгновенный душевный стриптиз. Редактирование, выверенный стиль — прощайте.


О.Безлепкина: Если говорить о профессиональных писателях, то они сами себе стилисты. К тому же есть самоцензура. Я пишу преимущественно о студентах и для студентов, что несколько ограничивает мой творческий порыв. А, например, свободные художники Адам Глобус и Владимир Степан могут себе позволить повышенную демонстрационность.


Л.Рублевская: Значит, ЖЖ все же не для всех?


Т.Замировская: Я не знаю ни одного молодого белорусского литератора, у которого нет своего блога.


Л.Рублевская: А я знаю предостаточно, и талантливых. Это показательно, что они для тебя как бы не существуют.


О.Безлепкина: А это потому, что можно сравнить сообщества ЖЖ с литературным салоном, куда эти писатели не ходят. Блог — спасение для нестоличного писателя, чем умело воспользовался гомельчанин Сергей Балахонов. Как ни цинично это звучит, но если творческого человека нет в ЖЖ, то его как бы и нет в живом литературном процессе.


Л.Рублевская: Короче, блоггер считает, что все вокруг блоггеры и, кроме них, — никого. Но тот, кто в Интернете не живет, всю эту блоггерскую жизнь тоже в упор не видит. Должна сообщить, что последних в Беларуси большинство.


Т.Замировская: ЖЖ — хороший способ найти своих. Иногда человек там так раскрывается... Можно с ним всю жизнь дружить и не знать, что он такой.


Л.Рублевская: Вы уверены, что они раскрываются? Человек создает своего двойника, точно как в компьютерной игре.


Т.Замировская: Зато если в блогосфере появляется скандальная цитата из классики, все начинают эту классику перечитывать. Например, недавно среди блоггеров было трогательное поветрие — перечитывать книжку советского детского писателя Носова «Незнайка на Луне». Потому что выяснилось, что там очень точно описана модель капитализма середины прошлого века. Что такое биржа, акции, финансовый кризис. Прекрасный учебник мировой макроэкономики. Все размещали в блогах цитаты из этой книги, стали ее скачивать, покупать... Так что классика в блогосфере получает вторую жизнь. После скандала вокруг перевода Сэлинджера, сделанного Немцовым на современном молодежном сленге, все стали читать Сэлинджера в оригинале, в переводах...


Л.Рублевская: Так что, школьным учительницам посоветовать завести блоги параллельно с учениками?


О.Безлепкина: Блогом можно пользоваться в педагогических целях. Например, мне хотелось привлечь внимание студентов к притче Янки Сипакова «Тыя, што iдуць», поэтому я написала в ЖЖ, что для меня важно понимание человеком этого текста. И был мгновенный отклик в письменных работах.


Т.Замировская: Еще можно заводить ЖЖ от имени литературных персонажей или писателей. Там уже есть дневники всех русских классиков. Львов Николаевичей Толстых даже несколько. Например, «поздний» Лев Николаевич пишет о том, как его жена мучает, как он из дому уйти хочет. Используют и выдержки из реального дневника.


Л.Рублевская: Интернет — какая–то огромная интеллектуальная черная дыра, куда засасывается творческая энергия. Посмотрите, литература фанфикшн — десятки тысяч людей. Причем и те, кто способен писать оригинальные художественные тексты. Я когда–то думала, что фанфики сочиняют школьницы. Все мы в детстве придумываем похождения прекрасной дамы, на место которой ставим себя (в фанфикшне этот персонаж называется Мери–Сью). Но оказалось, что продолжения к Гарри Поттеру и «Пиратам Карибского моря» часто пишут люди взрослые, состоявшиеся, у которых есть дети.


Т.Замировская: Это то же самое, что компьютерные игры. Я сталкивалась с тем, что талантливые писатели, которые начинали в ЖЖ, не способны написать роман. Они привыкли к мгновенному отклику, к малой форме, к бессвязной мозаичности мышления, которая характерна для ЖЖ. Так и будут писать два рассказика в неделю.


О.Безлепкина: А разве обязательно писать роман?


Т.Замировская: Иногда чувствуешь, что этот человек должен написать роман.


Л.Рублевская: Мне не нравится, что общение в ЖЖ, как и компьютерные игры, заменяет реал. Недавно в сетевой игре, называемой геймерами «Линейка», некая девушка выставила на аукцион за определенное количество голда — виртуальных денег — реальную ночь с собой. Очень хотела что–то купить для компьютерной героини. Аукцион вызвал ажиотаж среди подростков–геймеров... В конце концов, девушка нашла «покупателя», провела с ним реальную ночь, за вырученные виртуальные деньги купила своей героине птичку, на которой та могла летать. И счастлива.


О.Безлепкина: Некоторые пытаются в ЖЖ создать идеальное пространство, где их все любят, где они самые умные, удаляя отрицательные комментарии на свои посты, «баня» (запрещая доступ) неудобных собеседников.


Т.Замировская: Но можно вдруг получить ругательный комментарий на запись трехлетней давности. На меня недавно нападал один белорусский музыкант: «Учитывая, что вы известный критик, вы не имеете права озвучивать свое личное мнение».


Л.Рублевская: Так ведь бывает, что и сказанные в беседе твои слова процитирует кто–то в ЖЖ...


О.Безлепкина: Что ж, я наблюдала, как ЖЖ использовали, чтобы настроить студентов и преподавателей против одной талантливой студентки. В этом смысле Интернет опасен.


Т.Замировская: Такое происходит и происходило и без Интернета. Проблема, что в ЖЖ все это остается.


Л.Рублевская: Для кого? Для локального круга. Не заходи в Интернет — не будешь знать, что о тебе пишут. И живи спокойно.


О.Безлепкина: Иногда свободному общению в реальности мешают разница в социальных статусах, в возрасте, географическая отдаленность. А в Интернете — «свобода, равенство, братство».


Л.Рублевская: Когда–то Максим Богданович долго переписывался с Вандой Левицкой. Такое родство душ, прямо любовь... А встретились в реальности — и Максим занял классическую позицию «будем просто друзьями». И ты, и твой «контактер» показываетесь друг другу в Интернете не такими, какие есть, а такими, какими хотите показаться. Это не настоящая жизнь.


Т.Замировская: Это параллельная жизнь. Когда кто–то удаляет свой блог, начинаются разговоры в сети: почему? Что случилось с автором? Мне кажется, это осуществление детского желания проверить: вот я умру — и что обо мне будут говорить, и как будут жалеть...


О.Безлепкина: Сублимация подростковых суицидальных настроений: не на себя руки наложить, а дневник удалить... Вот мы нашли и терапевтический эффект в ЖЖ.


Л.Рублевская: Осталось найти там литературу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter