Литература эпохи потребления

Примета времени: сегодня треть продаваемых в мире книг — детективы. Всякое время рождает своих героев и свой эпос, свою литературу... Из России — с любовью!

Примета времени: сегодня треть продаваемых в мире книг — детективы. Всякое время рождает своих героев и свой эпос, свою литературу. Жажда острых ощущений заложена в природе каждого человека. Но мало кто захочет сегодня испытывать, к примеру, страх в реальной жизни. Зачем, если без малейшего риска для здоровья это чувство можно изведать, посмотрев кино, побродив в Интернете или почитав книгу в метро, — захлопнул ее и порадовался: а я–то жив–здоров!


Может быть, поэтому на протяжении последнего десятилетия остросюжетный роман остается единственным стабильно востребованным литературным жанром. Шанс написать его есть у каждого — необходимо только следовать определенным правилам игры. Чтобы стать писателем, этого нужно прежде всего сильно захотеть. Еще необходимы определенные литературные способности, чувство стиля и фантазия. Не лишней будет и эрудиция, если вам лень сходить в библиотеку или зайти за нужной фактурой в Интернет. Главное условие литературного успеха, как это ни банально звучит, — усидчивость и трудолюбие. Каждый творческий человек знает, как непросто заставить себя писать не тогда, когда муза посетить изволит, а регулярно, каждый день. И желательно определенное количество страниц — пять–десять, а то и больше. Так что если вы не любите сам процесс письма, то лавры сочинителя вам не снискать. Начинающему автору нужно сразу настроиться на проект — написание серии книг. Потому что «пиарить» и продвигать автора ради одной книжки издательства не будут...


Именно так в свое время «выстрелил» гениальный стилист и переводчик Г.Чхартишвили, выпустив под псевдонимом Б.Акунин проект из нескольких изящных детективных повестей, устав от работы над психологически выматывающим исследованием «Писатель и самоубийство».


Именно так делает известная Дарья Донцова, на протяжении десяти лет выдающая на–гора свои сочинения едва ли не ежемесячно. Плоды известны: непреходящие любовь и обожание миллионной женской аудитории постбальзаковского возраста. Плюс 34–я позиция в русской версии журнала «Форбс» по доходам среди 50 медийных российских персонажей — 2 миллиона 300 тысяч долларов. «Форбсу» вторит Российская книжная палата, опубликовавшая свои рейтинги: здесь писательница тоже впереди с большим отрывом от конкурентов по писательскому цеху. Ее лидерство на российском книжном рынке незыблемо — по данным издательства «Эксмо», суммарный тираж книг Дарьи Донцовой превысил 111 миллионов экземпляров, а количество наименований изданных художественных книг подбирается к юбилейным 100! Я — не поклонница ее трудолюбия, потому что заданный ритм достигается сюжетным построением по шаблону, повторами, переписыванием из Интернета банальных баек и прибауток. Но позитивный настрой ее книг, как и любовные истории из журнала «Лиза», вполне соответствуют потребностям тех, на кого рассчитан, женщин, стремящихся к некоей респектабельности. Опусы Донцовой (ее иронические детективы многие поклонницы называют «таблетками от депрессии») и ее коллег по цеху отвлекают от будней, утешают, напоминая, что у других еще хуже, что богатые тоже плачут. Социальный заказ эпохи потребления!


Между тем Всероссийский центр исследования общественного мнения провел опрос, по результатам которого Агриппина Аркадьевна (так известную сочинительницу зовут в миру) была признана писателем года. За нее проголосовало более трети опрошенных. А мой любимый Федор Достоевский, рефлексиями которого, по мнению многих литературоведов, напитана вся западная постмодернистская литература, набрал, к слову, всего лишь 2 процента.


Для тех, кому не дают покоя лавры и строчки рейтингов писателя детективного жанра, по секрету сообщаю: купите «учебное пособие» номинанта на премию Эдгара По известного романиста и педагога Джеймса Н.Фрэя «Как написать гениальный детектив».


Есть, правда, в этом пособии один минус. Нельзя видеть, как делают колбасу и политику: после прочтения учебника Фрэя можно напрочь разлюбить детективный жанр. Сам Фрэй более 20 лет преподает основы писательского мастерства в Калифорнийском университете. Кроме того, на различных курсах и семинарах в США и Европе рассказывает будущим писателям, как выстраиваются головоломки брутального, криминального, классического etс. детектива. Его многочисленные ученики хорошо издаются и успешно читаются армией западных потребителей.


К слову, если проанализировать срез популярной литературы, то ее жанровая принадлежность тоже будет очень близка к детективам или триллерам. Даже если в книге не будет ни одного трупа и сыщика. Большинство современных книг написано так, что читателю приходится разгадывать психологические и смысловые ребусы, которые должны хотя бы польстить его догадливости: дескать, и он в курсе, о чем здесь эти кружева намеков и иносказаний. Новый роман Виктора Пелевина «П5», к примеру, — и не детектив вовсе. Но, читая его, каждый сам становится сыщиком и составляет для себя картину преступления, которым, по мнению автора, является современный образ жизни некоторых известных персонажей российской политической и масс–медийной элиты.


Напиши он это обличение в форме памфлета — опубликовался бы разве что в газете «Завтра» или на интернет–сайте «Грани». А вот небрежная постмодернистская манера игры в триллер позволяет быть властителем дум и лидером продаж.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter