Листопад под школьной крышей

На яркую, свежую зелень упали первые желтые листики. Кажется, только-только приземлились, прощально покружившись в воздухе. Переступив порог этого музея, понимаешь, что и зеленый пол, и желтые опавшие листья на нем — всего лишь замысел дизайнера и художника, но зато сразу же возникает какое-то особое, восторженное настроение.
Экологический музей сморгонской школы № 6 — самый молодой из трех ее музеев, ему только второй год. Но дипломов и наград у этого музея уже больше, чем у любого другого. Немудрено, что он признан лучшим в областном смотре экологических музеев. А недавно школьное лесничество стало победителем в республиканском детском экологическом конкурсе “Мой чистый лес” в практической номинации “Наша помощь лесу”. За открытие местного масштаба дипломом награждены юные исследователи природы Алеша Махнач, Павел Петрусевич и Андрей Андрукович. Оказывается, небольшой Ратагол, который все считали каналом, и не канал вовсе, а маленькая речка, созданная самой природой.
Трижды участвовал в республиканских экологических форумах директор школы Владимир Иванович Лешкович.
Музей — своеобразный штаб юных экологов. А начальник штаба и генератор всех идей — руководитель музея Людмила Сергеевна Счастная. Именно здесь, в музейных стенах, родилась акция “Чистый берег” — продолжение городской акции “Чистая земля”. Здесь разрабатывалась стратегия операций  “Поможем сберечь лес”, “Мир, в котором мы живем, сделаем уютнее”. В этом необычном классе Людмила Сергеевна проводит занятия  и спецкурсы по здоровому образу жизни для всех — от первоклассника до выпускника.
Идея создания музея родилась благодаря детскому саду, расположенному рядом со школой. Подрастая, дети приходили в школу. Именно они и стали  первыми экскурсоводами, им поручили уход за растениями в школьном ботаническом саду. Когда зеленым питомцам стало тесно в музее, для них выделили отдельный кабинет. Создали и фитобар, куда дети любят заглянуть на перемене, чтобы попить сладкого травяного настоя.
Как уже отмечалось, экологический музей — не единственный в этой школе. У этнографического музея, оформленного в виде крестьянского подворья, своя “родословная”. Начинается он прямо у школьного порога, где обустроена этнографическая площадка. Вход в школьные ворота даже в зимнюю стужу охраняет аист, искусно вырезанный из дерева мастерами-умельцами. Крестьянская телега и пчелиный улей, колодец с журавлем и скамеечка возле него — все это напоминает белорусское подворье. Многим вещам, которые  хранятся в основной экспозиции музея на третьем этаже, сегодня цены нет: старинная мебель, редкие образцы ткачества и вышивки. Все это ученики собрали на чердаках у бабушек и дедушек. В школе даже конкурс проводился на лучший экспонат для музея. В это время экспозиция пополнилась двухсотлетними жерновами для размола зерна, старинной бричкой с бубенцами-”шархунами”. А продолжением поисковой работы юных этнографов стало воссоздание местных бытовых обрядов.
Еще в одном школьном музее — историческом — экспонатов пока немного, в основном это газетные вырезки, документы и фотоснимки, рассказывающие о славной истории здешнего края: об известных на весь мир сморгонских баранках и полузабытой медвежьей академии, о старинном местечке Крево, имевшем особое значение в истории Великого княжества Литовского, и о всемирно известных Северных Афинах, о “мертвом городе”, как называли Сморгонь в 1921 году, и о нынешних городских предприятиях.
Дверь приоткрывается, и строгая музейная тишина взрывается гулом голосов — началась переменка. Ребятня высыпала в школьные коридоры, которые вопреки строгой академичности расписаны яркими мазками удивительных картин.
— Это “дембельские” работы наших выпускников, — пояснила заместитель директора Валентина Александровна Лашкевич. — Коридоры темноватые, и чтобы они не были унылыми, мы разрешили воспитанникам нашей изостудии их разрисовать.
 А в заснеженном дворе ожидает весны школьный дендрарий с редкими растениями, гнутся на ветру тонкие деревца недавно высаженного парка. Землю под него городские власти отвели на пустыре в районе новостроек.
— За лето наши дети ни одного деревца там не сломали, ни одного цветка на школьных клумбах не сорвали, — гордятся учителя.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter