Комиссия приступила к изучению проблем ЖКХ

Лишние звенья надо убирать

Комиссия приступила к изучению проблем ЖКХ

К работе сферы жилищно–коммунального хозяйства равнодушных нет. Ведь все обязаны платить за услуги. Но не всем и не всегда ясно — за что конкретно. Непрозрачность — повод для кривотолков. Чтобы их не было впредь, Президент поручил создать рабочую группу и во всем досконально разобраться, о чем и заявил на встрече с руководителями СМИ: «В плане тарифов у нас загадочная страна. Сколько раз я Правительству поручал: дайте мне реальные затраты на вывоз мусора, на воду, тепло и прочее. Дайте мне реальную цену, подсчитайте, пройдите по всем этапам и ступенькам, чтобы я видел, сколько же реально стоит киловатт–час, сколько стоит гигакалория тепла и прочее. Поэтому для того, чтобы раз и навсегда, как в строительстве, кому–то дать по рукам, была поставлена задача: Председатель Комитета госконтроля возглавит комиссию, как и по строительству, и встряхнет это все ЖКХ».


Сказано — сделано. Вчера комиссия начала работать и обсудила первый ключевой вопрос: как реформировать структуру ЖКХ, чтобы в ней было минимум лишних звеньев?


— Чего от нас ждет Глава государства? — такими словами открыл заседание Александр Якобсон и продолжил: — Сегодня приблизительно 25 процентов затрат на коммунальные услуги компенсируют граждане, остальное — бюджет, собственные доходы отрасли и перекрестное субсидирование. Вот эти 75 процентов нам надо внимательно изучить. Сколько здесь «накипи», которая ложится на себестоимость продукции и услуг? По некоторым примерам можно судить: доля очень большая.


Нынче, по словам Председателя КГК, в затраты идут самые невероятные вещи. В областях на ЖКХ вешают убыточную мебельную фабрику со всеми ее долгами, систему развалившегося бытового обслуживания, завод химического мела в стадии банкротства. Подобных фактов — на 5 страниц:


— Если вычленить несвойственные отчисления, то, предполагаю, уровень возмещения затрат населением может увеличиться до 50 процентов.


До 31 мая рабочая группа должна обсудить 26 важнейших вопросов, касающихся управления отраслью, финансирования, формирования тарифов, функционирования обособленных подразделений типа водоканалов, лифтового хозяйства, теплоснабжения, а также правовую дисциплину и проблемы на местах.


Видение новой структуры управления обозначил первый заместитель министра ЖКХ Александр Терехов. По его мнению, министерство должно заняться методологией, разработкой нормативно–правовой базы, обучением, а функции управления следует целиком передать в исполкомы. Причем отделы и управления предстоит оптимизировать, четко обозначить их обязанности и источники финансирования. К примеру, только в Витебской и Могилевской областях управления ЖКХ при облиспокомах содержатся за счет бюджета. Во всех других обязанности переданы хозяйственным объединениям, которые содержатся за счет отчислений нижестоящих структур. При таком раскладе государство не контролирует численность сотрудников и уровень зарплат. «Подходы должны быть едиными», — подчеркнул Александр Терехов.


Кроме того, в системе управления должны быть четко выделены функции заказчика, который распоряжается деньгами, в том числе бюджетными, и подрядчиков. Задача последних: получив заказ и деньги, выполнить все качественно, в срок и с наименьшими издержками. Причем конкурировать за получение заказа могут как ЖЭСы, так и коммерческие организации. Кто лучше — тому и приоритет. В Минске, по мнению первого заместителя министра ЖКХ, службу единого госзаказчика можно создать на базе ЖРЭО и расчетно–справочных центров.


А компетентность и заказчиков, и подрядчиков проверит жилнадзор — принципиально новая структура по типу Госстройнадзора. Правда, это предложение вызвало больше всего дискуссий. «Управления могут контролировать исполнение госзаказа», — возражали некоторые из собравшихся. Кто–то предлагал подключить к этому общественность. Однако Александр Терехов, которого поддержал вице–премьер Анатолий Калинин, убеждал: качество выполнения работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту домов надо контролировать не меньше, чем новые стройки. И профессионально. Зато ни у кого не вызвала возражений идея создания единой диспетчерской службы, работающей по принципу скорой помощи. Набираешь один короткий номер — принимают заявку — выезжает аварийная бригада. Быстро и просто.


Впрочем, предложенный вариант реформ пока — всего лишь повод для размышлений. Участникам рабочей группы предложено его изучить, обсудить на местах и обосновать все замечания и возражения. Причем времени на раскачку немного. Отныне заседать новая структура будет регулярно — дважды в неделю. В итоге, как подчеркнул Александр Якобсон, должен появиться единый документ с четкими правилами игры, своего рода «дорожная карта» для всех участников рынка коммунальных услуг.


Советская Белоруссия №26 (24409). Вторник, 11 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter