Лишние хлопоты. Многие белорусские пенсионеры могут платить за коммунальные услуги меньше, но даже не догадываются об этом.

«Как мне вернуть деньги за техобслуживание, которые я по незнанию переплачивал коммунальникам почти целый год? – житель Слонима Анатолий Лесничий обнаружил ошибку в своей жировке абсолютно случайно. – Прочитал в «НГ», что неработающим пенсионерам, которые живут одни, не должны считать «лишнюю» площадь при начислении платы за техобслуживание, и начал изучать свои счета.

«Как мне вернуть деньги за техобслуживание, которые я по незнанию переплачивал коммунальникам почти целый год? – житель Слонима Анатолий Лесничий обнаружил ошибку в своей жировке абсолютно случайно. – Прочитал в «НГ», что неработающим пенсионерам, которые живут одни, не должны считать «лишнюю» площадь при начислении платы за техобслуживание, и начал изучать свои счета. Я на пенсии давно, но работать перестал в марте прошлого года. Живем вдвоем с женой-пенсионеркой, которая тоже давно не трудится. А техобслуживание как начисляли по двойной ставке, так и продолжают делать до сих пор. И никто даже не предложил сделать перерасчет!»

Переплатил 200 тысяч

Ветерану из Минска Виктору Косьянчику на аналогичную ошибку в его жировке указали знакомые. Дедушке, который после смерти супруги остался жить один в двухкомнатной квартире, плату за техобслуживание “лишних” 20 квадратных метров коммунальники ежемесячно начисляют уже больше двух лет. За это время переплаченная сумма превысила 200 тысяч рублей. Если бы не наблюдательный знакомый, который по долгу службы хорошо разбирается в коммунальных счетах, Виктор Николаевич так и продолжал бы аккуратно платить по жировке лишние деньги.
Чтобы было понятно, напомним: все мы оплачиваем техобслуживание по утвержденным тарифам, которые гораздо ниже себестоимости этой услуги. Например, в столице разница между тарифом и себестоимостью тех-обслуживания одного квадратного метра составляет почти 500 рублей (296 рублей против 750). Именно поэтому законом установлены нормативы площади квартиры, в пределах которых действуют тарифы: 20 кв.м на каждого проживающего человека плюс 10 кв.м на семью — итого 30 “квадратов”. Техобслуживание оставшейся площади (ее еще называют лишней) оплачивается по себестоимости. Однако у этого правила есть исключения, которые подробно описаны в Инструкции о порядке оплаты услуг ЖКХ. В частности, там сказано: по установленным тарифам рассчитываться за техобслуживание всей квартиры (независимо от ее размера) имеют право “неработающие пенсионеры при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет, а также инвалиды I и II группы, проживающие отдельно от трудоспособных членов семьи”.

Вернут ли деньги?

Однако в “НГ” обоих пенсионеров привел даже не сам факт обнаружения ошибки в своих коммунальных счетах, а реакция работников ЖКХ. Например, в Слонимском расчетно-справочном центре, куда Анатолий Лесничий обратился с просьбой исправить ситуацию, пенсионера внимательно выслушали и пообещали впредь не считать “лишнюю” площадь. А вот вернуть переплаченные в течение года деньги не получилось: мол, все скидки учитываются только после обращения гражданина.
— Согласно нормам закона льготы предоставляются с момента обращения потребителя жилищно-коммунальных услуг и предъявления документов, подтверждающих его право на эти
льготы, — этот довод в РСЦ повторно привели и корреспонденту “НГ”. — Если к нам жильцы обращаются, например, во время прописки или выписки, то специалисты всегда уточняют, не вышел ли кто-то на пенсию, не поменялся ли состав семьи. Но в других случаях мы просто не имеем возможности отслеживать изменения в жизни каждого гражданина.
После нашего звонка сделать перерасчет Анатолию Лесничему пообещали, но это лишь решение частного вопроса. А сколько в стране остается еще таких же пенсионеров, переплачивающих по жировке по собственному неведению немаленькие для них деньги?
— Я согласен, что сам должен был поставить в известность сотрудников расчетно-справочного центра о том, что больше не работаю, — размышляет сейчас Анатолий Александрович. — Но и моему бездействию есть вполне логичное объяснение: откуда я вообще мог знать, что коммунальникам нужны эти сведения и для чего именно? Никто ведь не торопился рассказать мне о возможности получить какую-то скидку.
Виктору Косьянчику из столицы также вернут переплаченные деньги — с нашей опять же подачи. Но если в первом случае еще можно найти хоть какую-то логику в причине ошибки, то здесь вообще ничего не понятно. За последние два года пенсионер несколько раз лежал в больницах, ездил на оздоровление в санаторий — и всякий раз по возвращении относил в свой РСЦ документ о временном отсутствии, чтобы коммунальники сделали традиционный перерасчет. Почему же специалисты не воспользовались хотя бы одним из этих случаев, чтобы обновить сведения о рабочем статусе 80-летнего дедушки или хотя бы сообщить о наличии льготы за техобслуживание? Только потому, что он не написал заявления?

Компетентное мнение

Людей должны информировать о праве на получение льгот

— Возможность оплачивать техобслуживание сверхнормативной площади жилых помещений по тарифам для населения — это право, которое дается неработающим пенсионерам, проживающим без трудоспособных родственников, — прокомментировала начальник управления экономики Министерства жилищно-коммунального хозяйства Елена Дудинская. — Человек может этим правом воспользоваться, а может и не пользоваться. Именно поэтому граждане сами должны обращаться в свои жилищные организации за получением этой льготы. Ведь сегодня очень много пенсионеров продолжают работать и после официального выхода на заслуженный отдых. А как в расчетно-справочном центре или ЖЭСе об этом узнают? Только если человек сам сообщит эти сведения о себе.
В то же время это не снимает с организаций ЖКХ обязанности информировать население о наличии прав на получение льгот. Подобные сведения как минимум должны размещаться на информационных стендах в РСЦ или жилищных организациях. Еще лучше, если напоминания о льготах печатаются в счетах-извещениях на оплату услуг ЖКХ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter