Лишнего не бывает

Импорт и экономика

Импорт и экономика


На днях на заседании Президиума Совета Министров был рассмотрен вопрос «О ходе реализации государственной, отраслевых и региональных программ импортозамещения». Анализ положения дел с импортными закупками, предложения по их оптимизации с целью уменьшения зависимости страны от импорта представил Комитет государственного контроля. Этому предшествовала многомесячная работа сотрудников КГК во всех регионах страны, в органах управления разных уровней, на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Прежде чем была представлена Правительству, ситуация анализировалась за «круглым столом» в Национальной академии наук, на выездной коллегии Комитета госконтроля в Гомельской области... Картина была представлена наглядной, аналитика — убедительной, выводы — логичными. Предложения КГК легли в основу правительственных документов.


Каким должен быть импорт? Как обеспечить его разумный баланс? Анализ, проведенный КГК, заставляет серьезно задуматься: пока мы ввозим неоправданно много. Лишнего... Тенденция последних лет во внешней торговле обернулась «рекордом»: в 2007 году отрицательное сальдо достигло 2,7 млрд. долларов.


Одним из основных источников формирования золотовалютных резервов страны остаются внешние займы. Значит, мы должны работать так, чтобы в стране было достаточно валюты для обеспечения экономической безопасности. Вся производимая в стране продукция должна быть ориентирована на экспорт. Работа на склад — это разбазаривание народных денег.


При этом Комитет госконтроля никогда не настаивал на том, что в стране должно производиться все. Прежде всего — то, что экономически выгодно!


Одна из причин отрицательного сальдо — это рост импорта товаров, многие из которых производятся у нас, но не всегда устраивают потребителя. Как итог — не находят покупателя, залеживаются на полках магазинов, пылятся на складах. Такая деятельность, по экономической логике бессмысленная, должна в ряде случаев трактоваться и как серьезное нарушение. А стратегия — очевидна. Надо повышать качество своей продукции, делать ее конкурентоспособной. Тогда выиграет и производитель, и потребитель, и экономика государства в целом. Почему же порой мы наблюдаем обратную картину?


С одной стороны, импортозамещение возведено в статус государственной политики. Создана правовая база, разработаны ведомственные и межотраслевые программы, которые, казалось бы, работают уже несколько лет. Но успехи, мягко говоря, не очевидны.


В 2007 году удельный вес продукции, произведенной в рамках проектов импортозамещения, составил лишь 3,7 процента в общем объеме промышленного производства. Даже годом ранее было больше — 5,8.


Координирующую роль, которая на них возложена, не в должной мере исполняют Минэкономики и МИД. Как и ряд министерств, концернов, облисполкомов, Мингорисполком, не обеспечивающих прогнозные показатели по росту импорта и сальдо внешней торговли. Все это — результат недоработок на всех стадиях начиная с планирования.


Примеров более чем достаточно: во всех областях и в Минске. С одной стороны, предложения регионов не включаются в Государственную программу импортозамещения. С другой — продукция по завершенным импортозамещающим проектам не выпускается. По этой причине организации Минпрома, например, должны возместить в республиканский бюджет 357 млн. рублей.


Только в этом году специалисты КГК проверили почти 140 субъектов хозяйствования, все без исключения облисполкомы, 9 министерств и концернов, изучили многие сотни документов из сферы импорта и внешней торговли. Вывод: система несовершенна на всех стадиях. Лишь несколько примеров.


Гомельский облисполком несвоевременно выделил средства для реконструкции мощностей на Ельском консервном заводе. Сроки монтажа были сорваны. Плодоовощные консервы, которые заменили бы импортные на сумму свыше 1 млн. долларов, так и не были выпущены...


На Лепельском ремонтно–механическом заводе в Витебской области, выпускающем птицеводческое оборудование, простаивают мощности. Якобы в связи с отсутствием заказов. Хотя по Программе развития птицеводства завод должен поставить фабрикам 176 комплектов оборудования! В 2006 — 2007 годах вместо плановых 63 фактически произвел только 16...


Минский завод автоматических линий был определен исполнителем проекта по созданию гаммы деревообрабатывающих станков. Проект был серьезно профинансирован из бюджета и «завершен» в 2002 году. Выпуск станков так и не начат...


Адреса разные, итог нередко один. Поверхностная и формальная проработка проектов отраслевой программы в Минпроме повлекла исключение из нее 7 проектов из 109 в 2006 году, 14 проектов из 83 — в 2007–м. При этом на крупных предприятиях министерства остается высокой доля импортных материалов и комплектующих. Как остаются и претензии потребителей к качеству выпускаемой техники.


Еще пример — из другой сферы, подведомственной Минстройархитектуры. Под угрозой срыва выпуск специального стекла для ампул, шприцев и медицинской тары на Борисовском хрустальном заводе. Тем временем стоимость проекта уже превысила первоначальную более чем в 1,5 раза. Очевидно, что проект не был достаточно проработан, как не было и надлежащего контроля за его реализацией со стороны Министерства архитектуры и строительства. Недопустимо затянулся ввод в эксплуатацию линии по производству плит из минеральной ваты в Гомеле. Эти плиты дешевле импортных в 1,3 — 2,7 раза!


Не лучше обстоят дела в агропромышленном комплексе. Имея все необходимое для выращивания гречихи и переработки зерна в крупу, государство теряет почти 3 млн. долларов на закупку готового продукта. На 360 млн. долларов США в страну ввезено сельхозтехники: каждая вторая сеялка, каждый четвертый плуг, каждая пятая косилка... Ввозим даже тракторы и зерноуборочные комбайны, аналогичные тем, которые прославили Беларусь. Может быть, импортные намного лучше? Оценки Национальной академии наук это мнение опровергают. Да, замечания к нашей технике есть. Но есть и к импортной! Особенно после окончания гарантийного срока.


Чего добилось, например, слонимское сельхозпредприятие «Новодевятковичи», которое за два года потратило на импортное добро 5 млрд. рублей? Урожайность зерновых и зернобобовых в 2007 году составила... 18,2 ц/га, картофеля — 132 ц/га. Кредиторская задолженность увеличилась более чем на 4 млрд. руб., а убытки от реализации сельхозпродукции составили 1,3 млрд. руб.


На полках магазинов можно встретить до 15 наименований консервированного зеленого горошка и кукурузы! Везут отовсюду, от Франции до Китая. А в это время склады гомельского предприятия «Туров» завалены собственными горошком и кукурузой. Дешевле импортных! В прошлом году 16 райпо и ЧУП «Калинковичская межрайбаза» импортировали 2,5 тыс. тонн муки — на 814 тыс. долларов. И это при постоянном ее наличии у белорусских изготовителей.


Проект реконструкции Витебского маслоэкстракционного завода (в ведении концерна «Белгоспищепром») включался в государственную программу с 2001 года. Реализовываться начал только в 2006–м. Когда завершится — большой вопрос. При этом страна импортирует 75 процентов потребляемого растительного масла, цена которого, кстати, постоянно растет.


Гомельское ИП «Белкэпс» производит укупорочную продукцию, которая дешевле импортной (на 9 — 44 процента), может удовлетворить потребность всех винно–водочных предприятий страны. Но пробки импортируются.


«Ипуть» — это отечественная микропроцессорная система управления стрелочными переводами и сигналами. По важнейшему показателю — «эксплуатационная готовность» — превосходит импортный аналог, при этом в 2,4 раза дешевле. Но Белорусская железная дорога закупает импортный.


Отдельный вопрос — субъекты хозяйствования без ведомственной подчиненности. Между тем на их долю в прошлом году пришлась половина всего импорта: более 15 млрд. долларов! Очевидно, и на них следует обратить внимание, найти аргументы. Прежде всего экономические.


Пожалуй, хватит примеров, хотя аналогичными изобилует практика концерна «Белнефтехим» (синтетические моющие средства, техническая сера, полиэтилен высокого давления...), «Белбиофарм» (лекарства), «Беллегпром» (кожа и текстиль), «Беллесбумпром»... Последний завозит, представьте, макулатуру: 100 тыс. тонн в год на сумму 13,3 млн. долларов. Хотя собственный годовой ресурс ориентировочно оценивается в 400 тыс. тонн...


Этот пример, думается, наиболее наглядно и убедительно отвечает на вопросы, поставленные в начале статьи. Напомню. Возможно ли существенно сократить неразумный импорт и уменьшить отрицательное сальдо внешнеторгового баланса? Насколько это будет болезненно?


Несомненно, что выявленные Комитетом госконтроля недостатки будут устранены: предложения направлены всем, кого это касается. Но помимо тех проблем, решение которых лежит на поверхности, некоторые требуют дальнейшего изучения. Проверки показали, что в министерствах и концернах не ведется мониторинг, системный анализ импортных закупок, а работа предприятий не нацелена на снижение доли импорта. Поэтому Комитет госконтроля продолжит работу в этом направлении.


Полагаю, что ее результаты будут видны во внешнеэкономической статистике ближайших лет или даже месяцев. Хотелось бы к известному призыву «Покупайте белорусское!» добавить еще один: производите качественную белорусскую продукцию!


Александр АГЕЕВ, заместитель Председателя Комитета государственного контроля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter