Нюансы уборки урожая

Липа зацветает в сентябре

Битва за урожай… Штамп из газетных вырезок 1980-х. В то время новой техникой были завалены райагросервисы, удобрения чуть ли не силком впихивали колхозам и совхозам, а каждый комбайнер мог потихоньку завезти себе домой по дороге с поля полный бункер зерна… Не коммунизм, конечно, но вполне привлекательные условия труда на селе.



Сегодня «биться и сражаться» никто никого не заставляет. Хлебные поля – не линия фронта. Они просто требуют максимально эффективного хозяйствования, соблюдения правил севооборота, внесения необходимого количества удобрений и качественной своевременной уборки. Экономика рыночная, дисциплина строгая, ответственность жесткая. В том числе и за показатели. Ситуация, когда хлеб выращивают на полях и коров доят на фермах в убыток самим себе, в принципе неприемлемая.

Как подчеркивает начальник управления Комитета государственного контроля Витебской области Николай Хацкевич, нынешние руководители это хорошо знают. А потому иногда стараются «приукрасить» действительность, свалив вину за недобор урожая на матушку-природу. Конечно же, от климатических катаклизмов никто никогда не был застрахован. Ураганы, засухи, ливни всегда вносили и будут вносить коррективы в планы аграриев. В итоге часть посевов, на которые возлагались немалые надежды, гибнет. И человек в этом никак не виноват. В таких случаях предусмотрена специальная процедура. Создается комиссия, тщательно обследуются участки, оценивается состояние посевов, выясняются причины их гибели, подсчитывается ущерб, а уж затем принимается решение о дальнейшей судьбе хлебной нивы.  

При мониторинге хозяйственной деятельности сельхозпредприятий специалисты госконтроля в обязательном порядке изучают вопрос законности и обоснованности списания посевных площадей. Вот и этой осенью контролеры заинтересовались фактом гибели солидной части зерновых и рапса в «Межево-Агро» Оршанского района. Здесь якобы были вынуждены выпустить стадо на поля и  скормить животным 50 гектаров рапса, 100 гектаров ячменя и 150 – овса. Но в итоге проверки выяснилось: никто коров не выпасал, все участки были убраны зерноуборочными комбайнами.

Для чего аграрии пошли на подлог? Секрет прост: чтобы увеличить в целом статистику урожайности по хозяйству. Показать, что местные специалисты могут при минимальном количестве удобрений, а то и вовсе без оных получать неплохой урожай. То есть намолот в итоге поделили на меньшее количество площадей. Вот и получилась красивая цифра…

Да, хлеб не украли. Он пошел в общий каравай. Но вопросы остаются: кто и как оценивал состояние этих посевов, было ли целесообразным использование уборочной техники? Не обошлись ли топливо и амортизация комбайнов и машин дороже убранного хлеба, в случае если гибель посевов имела-таки место?

Маленькая ложь сразу же исказила и другие данные госстатотчетности. Получается, в общей сложности буренки и телята скушали дополнительно около 300 гектаров сытных травяно-фуражных пастбищ. А где надои? Почему нет привесов? И дальше, как по цепочке, лживые данные о финансовом результате производства животноводческой продукции и другая липовая, непонятно кому нужная, «аналитика».

Сейчас КГК направил информацию о выявленных нарушениях в облисполком для принятия мер, а также в правоохранительные органы для дачи правовой оценки вскрытых фактов искажения данных государственной статистической отчетности. Кстати, за такие действия законом предусмотрена серьезная ответственность  – штраф до 50 базовых величин. Если нарушение повторное в течение года – до 100 величин. Но это мы говорим о неумышленных ошибках. Если же будет доказан умысел, то это уже уголовное дело с санкциями до 3 лет лишения свободы.

Стоит ли приукрашенная на пару центнеров с гектара урожайность такой цены?..

begunova@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter