Линия финала

В Москве в воскресенье случилось событие для нашей страны пусть и не эпохальное, но историческое. В финальном матче, в котором не на жизнь, а на смерть рубились сборные Канады и Финляндии, одним из главных действующих лиц был белорус. Лайнсмен Иван ДЕДЮЛЯ...
В Москве в воскресенье случилось событие для нашей страны пусть и не эпохальное, но историческое. В финальном матче, в котором не на жизнь, а на смерть рубились сборные Канады и Финляндии, одним из главных действующих лиц был белорус. Лайнсмен Иван ДЕДЮЛЯ. Доселе только футбольный арбитр Юрий Дупанов мог похвастаться работой на матчах столь высокого уровня, обслуживая с россиянином Валентином Ивановым встречи финальных этапов чемпионата мира, Кубка конфедераций и Олимпийских игр.

На московском форуме Иван отсудил 8 (!) матчей. И вряд ли кто–то мог представить, что белорусу доверят судить еще и финальный. «Я–то уже практически был готов ехать домой», — признается сам Иван. Интересно: будучи маленьким мальчиком, мечтал ли Иван Дедюля взобраться на недосягаемую для белорусских арбитров высоту? Естественно, нет. Он, как и многие дети в шестилетнем возрасте, занимался хоккеем в школе «Юность». Но судьба сыграла, как показалось ему самому на тот момент, злую шутку: из–за серьезной травмы карьеру пришлось закончить.

— Долгое время пытался вернуться на лед, но все без толку. Решил не мучить ни себя, ни других — повесил коньки на гвоздь. Сосредоточился на учебе. Но как–то ко мне подошел наш судья Владимир Проскуров и предложил попробовать себя в судействе: мол, если понравится — останешься, будет неинтересно — так никто держать не станет. В ноябре 2002 года я начал судить детские игры. А уже в январе 2004–го получил первое международное назначение — молодежный чемпионат мира в 3–м дивизионе.

— Финал чемпионата мира, безусловно, является на данный момент самым значимым в вашей карьере. Какие–нибудь встречи еще можете припомнить?

— Сейчас все мысли только о чемпионате мира. Значимым считаю и свой первый матч Швеция — Италия. Все–таки это первый матч на взрослом чемпионате мира. Четвертьфинал Россия — Чехия для меня также имеет большое значение. Всегда очень тяжело и ответственно судить встречи хозяев первенства.

— Волновались?

— Переживал, но, выйдя на лед, как–то волнение вмиг исчезло. Даже более опытные коллеги из Швеции, хоть этого и не показывали, волновались прилично. «Финал чемпионата мира — это самый обычный матч». Вот именно эти слова супервайзера первенства помогли нам сконцентрироваться на игре и понять, что ничего особенного на льду не происходит. Хотя сейчас мне до сих пор не верится, что я стал участником финала.

В принципе, молодежное первенство и взрослый чемпионат не сильно разнятся. У молодых куда больше азарта и борьбы. У взрослых эмоций поменьше, но скорости повыше. С другой стороны, я постоянно обслуживаю матчи экстралиги. А внутренний чемпионат судить куда сложнее, чем матчи мирового форума, в этом со мной соглашаются коллеги из Германии, Швеции, Финляндии, ну и, конечно, из США и Канады.

— Приходилось сталкиваться с игроками, которые были недовольны вашими решениями?

— На чемпионате мира такого не встретишь. Там игроки лишь подъезжают только для того, чтобы выяснить, что случилось. Говоришь им «офсайд» или «проброс», в ответ слышишь «спасибо». На этом все споры заканчиваются.

— Известно, что финны — очень недисциплинированная команда, наверняка они в финале доставили массу проблем линейным арбитрам?

— Не соглашусь, что финны — уж очень грубая команда. Есть парочку игроков, за которыми требовалось пристально присматривать. Нас супервайзер предупредил, что за братьями Рууту и Койву необходимо следить весь матч, контролировать каждое их передвижение.

— Кому лично вы отдавали предпочтение на чемпионате мира?

— Не скажу, что просмотрел все матчи, но, как и многие, ожидал в финале увидеть Россию и Канаду. Кстати, с проигрышем россиян чемпионат мира в Москве закончился. Хоть болельщики и продолжали ходить на матчи, но атмосферы праздника уже не чувствовалось, пропал ажиотаж.

— Что значит в вашем понимании атмосфера чемпионата мира, ведь глава Международной федерации хоккея Рене Фазель назвал московское первенство лучшим за последние годы?

— Мне сравнивать не с чем. Но чемпионат был организован на очень высоком уровне. К судьям отношение было хорошее. Для меня очень важно, чтобы работалось комфортно, а для этого создали все условия: и проживание, и питание. В выходные дни мы не сидели в гостинице, а ездили за город, где играли в пейнтбол, также нам организовали экскурсию по Москве.

— А как ваши зарубежные коллеги относятся к нашему хоккею, к нашей сборной?

— Мне очень часто приходилось рассказывать о нашем чемпионате: сколько команд участвует, кто тренирует, кто играет... Кстати, знают многих наших игроков и тренеров. Многие были сильно удивлены, что сборная Беларуси не смогла повторить прошлогодний успех.

— В финальных матчах обычно дарят памятные подарки. Что вам презентовали?

— Медаль.

— Золотую?

— Сомневаюсь (смеется).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter