Лингвистика: в будущее с уверенностью

Многие считают, что одним из важных критериев эффективности научной работы является получение практических результатов, возможность их внедрения в социально-экономическую жизнь общества. В этом смысле прикладную значимость лингвистики как гуманитарной науки трудно переоценить. Ее достижения находят применение в самых широких сферах деятельности человека. Ученые специализированного «языкового» вуза, головного центра страны в сфере образования по иностранным языкам, — Минского государственного лингвистического университета — это блестяще доказывают.








От всего сердца поздравляю ученых университета с Днем белорусской науки!

Выражаю уверенность в том, что 2020 год будет для всех нас удачным и успешным. Поздравляю с этим замечательным праздником всех ученых нашей страны. Благодаря этому дню мы на время забываем о своих ежедневных заботах, проблемах и обращаемся мысленно к самому ценному, трогательному, самому прочному и в то же время хрупкому — науке. Это наша главная любовь и забота.
Творческих вам успехов и вдохновения, коллеги! Здоровья, сил, энергии для реализации планов и свершений!

Ректор МГЛУ Наталья Баранова.

Самая загадочная способность человека до конца не изучена

Науку о языке можно считать одной из самых старых и одновременно самых молодых наук. Казалось бы, языки, на которых разговаривает большинство людей в мире, давно описаны и изучены. Однако язык продолжает оставаться одной из самых загадочных способностей человека, природа которой до сих пор до конца не установлена. Так считают ученые.



— Лингвисты решают сегодня много важных, актуальных и разнообразных прикладных задач. И как в любой прикладной науке, в лингвистике выделяется много направлений. Исследования успешно ведутся и в нашем университете, — рассказала проректор по научной работе, доктор филологических наук Лариса Тарасевич. — МГЛУ известен далеко за пределами нашей страны своей фонетической школой, а также школой лексической семантики, работами в области письменной и устной коммуникации. Нас радует, что наряду с известными учеными эти школы представлены и молодыми перспективными кандидатами наук. Проводятся исследования и в других гуманитарных областях.

Наука о языке выдвигается на первый план

Зря некоторые считают, что лингвистика в сравнении с теми же естественными науками не является столь нужной и востребованной областью знания, поскольку каждый человек после своего рождения усваивает язык своего окружения и успешно пользуется им. Однако сегодня как никогда ощущается необходимость изучения природы языка и закономерностей его функционирования.


— Мы стали очевидцами того, как с помощью языка осуществляется манипулирование людьми, как непонимание приводит к серьезным противоречиям и даже конфликтам, — рассуждает кандидат филологических наук, доцент кафедры стилистики английского языка Мария Турчинская. — Как только мы начинаем задумываться о реальных потребностях общества не только в изучении языка как ключа к взаимопониманию, но и, например, в необходимости использования богатейших ресурсов естественного языка для создания систем искусственного интеллекта, сразу становится очевидным, что наука о языке выдвигается на первый план среди других наук. Я принадлежу к кругу ученых, для которых особый интерес представляют исследование языкового значения и выявление широкого спектра информации, которая может быть связана со словом. Данная проблематика уже не одно десятилетие разрабатывается известной как в стране, так и за рубежом школой лексической семантики МГЛУ, во главе которой стоит доктор филологических наук, профессор Зинаида Андреевна Харитончик. Под ее руководством было успешно защищено и мое диссертационное исследование, направленное на изучение системной организации словарного состава языка и выявление того, как огромное количество семантической информации структурируется и хранится в нашем ментальном лексиконе.

Вектор — на китайский сектор IТ-индустрии

Ученые кафедры теории и практики китайского языка занимаются научной составляющей китаеведения в МГЛУ. Заведующий кафедрой, доктор филологических наук, профессор Александр Гордей всецело поддерживает мнение директора Школы востоковедения Высшей школы экономики (РФ) профессора Маслова о том, что человек, решивший заниматься китаеведением и, стало быть, востоковедением, «с одной стороны, должен блестяще выучить язык и как минимум говорить на нем так, как говорят местные жители, а с другой — разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до региональной экономики и политики»:


— На своих мастер-классах Маслов приводит в качестве примера простую задачу: как продать тульский пряник в Китай? И объясняет: чтобы это сделать, нужно знать ответы на массу вопросов. Ведь именно из-за незнания культурной специфики проваливаются очень многие хорошие российские инициативы на Востоке, утверждает профессор. Возникает целый слой культурных проблем, с которыми не сталкиваешься при поставке товаров на Запад.
В МГЛУ только на первом курсе факультета китайского языка и культуры в настоящее время учатся более 90 студентов. Разумеется, их приходится обучать не только китайскому языку, но и китаеведению в целом, включая духовную и материальную культуру Китая. Поэтому, что касается научной составляющей, кафедра теории и практики китайского языка свою главную задачу видит в открытии обучения в магистратуре по специальности «востоковедение», а также в аспирантуре и докторантуре по специальностям «языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (восточные языки)» и «теория и история культуры». В ближайшей перспективе это и создание диссертационного совета по специальности «восточные языки». А что касается собственно языковой подготовки, поскольку она является главным квалификационным признаком специалиста, то здесь предполагаются самые широкие исследования.


Изучается речь, «погруженная в жизнь»

К числу приоритетных для ученых МГЛУ областей современного языкознания относятся анализ дискурса и коммуникативная лингвистика.

— Главное, что объединяет эти лингвистические направления, — это изучение речи, по выражению известного российского лингвиста Н.Д. Арутюновой, «погруженной в жизнь», — отметила доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Елена Задворная. — Именно эта погруженность максимально приближает теоретические задачи, которые решают ученые в нашем университете, к тем, которые люди решают всякий раз, взаимодействуя друг с другом. В первую очередь общение, а хорошее, «качественное», конструктивное общение предполагает понимание того, как устроен диалог, какие речевые правила мы должны соблюдать для того, чтобы общение было комфортным и для нас, и для наших собеседников. Все эти проблемы активно изучаются специалистами в области анализа дискурса и коммуникативной лингвистики.

Большое удовольствие, но и тяжелый труд

Язык — это особая система и структура, не уступающая по сложности своей организации биологическим и социальным системам, а может быть, и превосходящая их. Ведь это не только семиотическая система знаков, но и биологическое, психическое и социальное явление. Легко ли его изучать и описывать?

— Это большое удовольствие, но и тяжелый труд, — утверждает заведующий кафедрой общего языкознания, доктор филологических наук, профессор Людмила Лещёва. — Язык можно изучать с точки зрения происхождения: несмотря на все предпринятые в рамках эволюционной теории попытки объяснить его появление, у нас по-прежнему нет бесспорного ответа на этот вопрос. Недостаточно изученными остаются такие вопросы, как характер соотношения языка и мозга, языка и сознания, языка и культуры, языка человека и коммуникативного кода животных и т.д. Можно и важно также изучать вопросы происхождения и развития конкретного языка, особенности его организации и функционирования по сравнению с другими и многое другое.

Результаты описания языка важны не только для лингвистической науки, но и для понимания самой сущности человека и истории развития человечества. Ведь с исчезновением любого языка мы все дальше от разгадки тайн его возникновения, развития и потенциальных возможностей множественной репрезентации мира.

По мнению ученого, в век информации и информатики лингвистика чрезвычайно необходима и востребована современными смежными науками: когнитивной, возрастной и социальной психологией, нейрофизиологией и другими. Одним из самых традиционных, но по-прежнему актуальных современных направлений научных лингвистических исследований является лексическая семантика. Она изучает значение слова, морфемы, фразеологизмы для того, чтобы установить их формирование и динамику исторического развития, определить статус, связи в лексической системе, характер функционирования в речи и т.д. Такая информация крайне необходима, например, для создания электронных словарей нового типа, где должно быть по-новому и оптимально полно представлено содержание лексических единиц.

Общение эффективно, когда есть несколько лингвокультур

Одной из главных задач обучения иностранным языкам в нашей стране является подготовка студентов и аспирантов к межкультурной коммуникации. На что же направлены современные лингвистические исследования?


— Нередко бывает такое, что приходят к нам на обучение ребята, владеют языком, а вот реально общаться для них затруднительно. Ведь одно дело выполнять какие-то тесты, и совершенно другое — принимать участие в реальной коммуникации, — обратил внимание декан факультета английского языка, кандидат педагогических наук, доцент Павел Леонтьев. — Поэтому основная задача для них — получить необходимые умения и знания, позволяющие эффективно общаться. Раньше было модно говорить «в русле диалога культуры», поскольку в общение включаются не просто два языка, но и культуры. Говорить об эффективном общении можно тогда, когда есть несколько лингвокультур. Вот почему одна из основных наших задач именно коммуникативная и межкультурная компетенция.
В МГЛУ исследуются и вопросы самопознания и саморазвития человека. При этом учитывается опыт, накопленный в европейском пространстве высшего образования. Речь идет в том числе и о широком использовании так называемого смешанного обучения, применении дистанционных технологий на базе образовательного портала университета. Важным является исследование аспектов инклюзивного образования в сфере иностранных языков. Например, обучение детей с ограниченными возможностями. Мы подготавливаем будущих учителей к обучению разных детей, в том числе и с особенностями развития.

Наука — это будущее, и оно за молодыми

Молодые ученые Минского государственного лингвистического университета в постоянном научном поиске новых путей решения проблем языкознания. В этом им активно помогают научные руководители.

— Мы стараемся во всем следовать своим наставникам. Ведь симбиоз богатого опыта, накопленного исследователями в стенах нашего университета, и свежего взгляда на уже сложившиеся в науке вещи приносит самые плодотворные результаты, — отметил аспирант кафедры теории и практики английского языка Артур Иванов. — Главное здесь не бояться и смело двигаться вперед. Если ваши идеи логичны и вы можете их обосновать, вас всегда услышат, поймут и помогут.


Многие молодые люди в настоящее время хотят заниматься наукой, поскольку она открывает для них новые возможности, помогает найти интересную перспективную работу, дает неоценимый опыт поиска проблем и решения поставленных задач, позволяет проникнуть в суть вещей и расширить кругозор, считает Артур Иванов. По мнению его коллеги, аспиранта кафедры белорусского языка и литературы Алексея Соловья, целеустремленность и мобильность молодого ученого в современной науке хотя и очень важны для его развития и дальнейших перспектив, однако поступление в аспирантуру необходимо хорошо обдумать. Ключевым фактором должен быть неподдельный интерес к науке:

— Весь процесс (эксперименты, анализ, результаты, гипотезы) предполагает наличие терпения и духа исследователя. Меня исследовательская деятельность привлекала еще со школьных лет, и уже с первого курса учебы в университете было четкое видение дальнейших перспектив — магистратура, аспирантура и т.д. Мой научный интерес — это сравнительно-сопоставительное изучение белорусского и английского языков. Актуальность темы обусловлена тем, что современное развитие белорусского государства активизирует контакты с различными странами. Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Наталья Юрьевна Павловская — помогает мне правильно расставить акценты, определить приоритеты. Надеюсь, что результаты, полученные в ходе моего исследования, будут широко использоваться при подготовке специалистов в сферах лингвистики и филологии, перевода, межкультурного общения, журналистики.


Без знания языков невозможно развитие никаких наук

В МГЛУ огромное внимание уделяется исследованию белорусского языка в сравнении с зарубежными — английским, немецким, французским, испанским, китайским и другими.


— Як пiсаў Францiшак. Багушэвiч, «добра, а нават i трэба знаць суседскую мову, але найперш трэба знаць сваю», паколькi родная мова — аснова не толькi нацыянальнай культуры, але i iснавання нацыi, этнасу, — отметила профессор кафедры белорусского языка и литературы, доктор филологических наук Наталья Павловская. — Выкананыя нашымi аспiрантамi i дактарантамi параўнальныя даследаваннi рознаўзроўневых ярусаў няблiзка- i блiзкароднасных моў выкарыстоўваюцца не толькi для выяўлення заканамернасцей iх пабудовы i функцыянавання, але i пры складаннi разнастайных слоўнiкаў, у практыцы перакладу. Выкарыстоўваюцца яны i пры выкладаннi роднай i замежных моў, пры складаннi дзелавых тэкстаў у дыпламатыi, медыядыскурсаў у журналiстыцы, пры распрацоўцы алгарытмаў для камп’ютарных сiстэм, для стварэння прамысловага шматмоўнага аўтаматызаванага працэсара iнжынiрыi i кiравання ведамi, запатрабаванага найбуйнейшымi кампанiямi свету. Можна сцвярджаць, што ў параўнальна-супастаўляльным напрамку наш унiверсiтэт — флагман сярод вучэбных i навукова-даследчых устаноў Рэспублiкi Беларусь.

Людмила ШЕСТОКОВИЧ.

Фото Владимира ШЛАПАКА и предоставлены МГЛУ.

УНП 100028902
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter