Своеобразный пролог к новым сериям "Твин Пикса"

Линч уходит, «Твин Пикс» возвращается

Есть такие авторы, которые весьма успешно заимствуют традиции, активно цитируют классиков, повторяют открытое ранее, но при этом создают абсолютно свое, оригинальное и ни на что не похожее. Как, допустим, в живописи Эдуард Мане, в музыке Арнольд Шенберг, в архитектуре Антонио Гауди. Если в кино саспенс Хичкока соединить с терпкостью Романа Полански, снабдить неповторимым ароматом Антониони, немного сбрызнуть сладковатой горечью Бергмана, а потом добавить резкие ноты экспрессионизма и сюрреализма, то получится нечто парадоксальное и уникальное, имя которому — Дэвид Линч. Только у него эта смесь дает неповторимый результат, название которому — киносюрреализм.

Фото  РЕЙТЕР.

В 1987 году на Московском международном кинофестивале впервые был показан фильм «Голубой бархат», создатель которого был почти никому не известен. Именно эта лента стала началом триумфального восхождения Линча. О нем заговорили, его картины стали ждать. В «бархате» привлекало все: потрясающая визуальная красота кадра, медитативный ритм, завораживающая медленность, невиданная прежде чувственная фантасмагория во всем. Герои, пространство, каждая деталь представляли нечто реальное и абсолютно нереальное, они были больше похожи на видения из чьих–то снов, на изысканные метафоры, которые могут перетекать друг в друга или на глазах разрушаться, как свойственно образам человеческого сознания, а скорее, подсознания. Это будет главным принципом Линча во всех последующих фильмах. Как любая сюрреалистическая вселенная, они не сразу открываются и не всегда понятны. Но вечный линчевский парадокс: чем менее понятно видимое, тем больше его хочется смотреть и тем более оно завораживает.

Ни об одной из его картин пресса, критики, зрители не отзывались сразу хорошо. Первая реакция была приблизительно такой: «Куча идиотского и бессвязного мусора». Спустя какое–то время все менялось. Фильм «Голова–ластик» возглавил список великих киноэкспрессионистских творений наравне с классическим «Кабинетом доктора Калигари»; «Малхолланд Драйв» назвали лучшим фильмом первого десятилетия XXI века; «Твин Пикс» вошел в число самых серьезных и увлекательных сериалов всех времен. Загадочные сюжеты Дэвида Линча, густо замешанные на традициях триллера, детектива, нуара, хоррора, психологической драмы, хотя и связаны с причудливыми сюрреалистическими фантазиями, но повествуют о реальной человеческой вселенной, пораженной бациллами абсурда и безумия. Как в свое время доминантой живописного экспрессионизма стало выражение крика, так и все творчество этого режиссера является выражением отчаяния и боли, доминантой протеста против «вывихнутой цивилизации».

5 мая этого года Дэвид Линч заявил о своем уходе из игрового кино. «Все сильно изменилось. Очень многие фильмы не дают хороших сборов, даже несмотря на то, что они отличные. А те, что дают, — это не то, что я стал бы снимать». В век тотального развлечения его кино стало неудобным. Надо полагать, что этому автору будет чем заняться: он выпускает музыкальные альбомы, устраивает выставки собственных живописных и фоторабот. Не говоря о том, что лихо снимает рекламные ролики, музыкальные клипы и анимацию. Линч не уходит из нашей жизни. Не так давно на экранах кинотеатров был показан документальный фильм о нем «Дэвид Линч: жизнь в искусстве». Быть может, это дань великому мастеру или своеобразный пролог к новым сериям «Твин Пикса».  Они уже в эфире. Не пропустите.

lpsm3163@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter