Лимузин — не роскошь, а средство продвижения. В СПК “Агро-Мотоль” Ивановского района всерьез и надолго занялись производством лимузинов. Но не автомобилей, а коров высокопродуктивной мясной породы.

Одно из самых экономически крепких на Брестчине сельхозпредприятий Вячеслав КаштальЯн возглавляет на протяжении двадцати лет. Кооператив “Агро-Мотоль” — хозяйство разноплановое, поэтому, уверен председатель, и довольно успешное. Здесь занимаются разведением элитных семян зерновых и картофеля, современным доильным оборудованием оснастили молочно-товарные фермы, развивают сад, выращивают прудовую рыбу, пекут хлеб, возводят жилье... А на недавнем фестивале “Мотальскія прысмакі” и вовсе удивили народ: даже односельчане не могли поверить, что представленное народу величественное творение природы — бык Васька — не привезенный специально выставочный экземпляр, а рядовой представитель колхозного стада. Дело в том, что красавцев лимузинов, которых сегодня разводит хозяйство, в общем-то мало кто из местных и видел: пока животные круглый год содержатся в помещениях. А нынешней весной уже изрядно окрепшее стадо выйдет на пастбище. Местные луга для лимузинов — настоящее раздолье.

Одно из самых экономически крепких на Брестчине сельхозпредприятий Вячеслав КаштальЯн возглавляет на протяжении двадцати лет. Кооператив “Агро-Мотоль” — хозяйство разноплановое, поэтому, уверен председатель, и довольно успешное. Здесь занимаются разведением элитных семян зерновых и картофеля, современным доильным оборудованием оснастили молочно-товарные фермы, развивают сад, выращивают прудовую рыбу, пекут хлеб, возводят жилье... А на недавнем фестивале “Мотальскія прысмакі” и вовсе удивили народ: даже односельчане не могли поверить, что представленное народу величественное творение природы — бык Васька — не привезенный специально выставочный экземпляр, а рядовой представитель колхозного стада. Дело в том, что красавцев лимузинов, которых сегодня разводит хозяйство, в общем-то мало кто из местных и видел: пока животные круглый год содержатся в помещениях. А нынешней весной уже изрядно окрепшее стадо выйдет на пастбище. Местные луга для лимузинов — настоящее раздолье.

Их узнаешь из тысячи

— почему ставку решили сделать на лимузинов? Эта порода, считаю, имеет наилучшие мясные качества. Мясо особенно нежное и деликатесное, его еще называют мраморным. К тому же эти животные удивительно красивы  — по насыщенно-медному окрасу их легко узнаешь среди всех других... Деньги вложены немалые — как свои, так и государственные, так что обратной дороги нет, — подытоживает Вячеслав Каштальян.
Но вначале, признается председатель, были серьезные трудности. Кстати, у лимузинов очень развит материнский инстинкт: если дойная корова может принять и чужого теленка, то лимузин — только своего, по запаху они находят друг друга в стаде. В общем, новое дело таило в себе немало неожиданностей. Но настойчивость и целеустремленность все-таки дали результат. Хозяйство было включено в республиканскую программу развития мясного скотоводства, благодаря чему появилась возможность завезти чистопородных лимузинок из Венгрии, кое-что насобирали по хозяйствам Беларуси.
— Сегодня уже есть уверенность, что мы на правильном пути. Вырисовывается красивое чистопородное стадо. Но пока все-таки о рентабельности говорить не приходится — продолжаем вкладывать в развитие довольно серьезные средства. Проект этот достаточно долгосрочный. Но здесь никак не поспешишь: все завязано на биологии. Мы ж не с мухой-дрозофилой имеем дело, — и в этом с Каштальяном не поспоришь.

Вырастить — полдела

На сегодняшний день килограмм живого веса лимузинов мясокомбинату обходится почти на 20 процентов дороже, чем черно-пестрой породы. А отправляется ценное мраморное мясо в основном в общий котел с обычным для производства колбасных изделий. Поэтому переработчики, понятное дело, принимают мясной скот без особого энтузиазма. Однако уже в ближайших   планах   облсельхоз-прода — вполне конкретные шаги в данном направлении: на одном из предприятий установить специальную линию по приготовлению продуктов исключительно из мраморного мяса, чтобы все сырье специализированных пород перерабатывать в одном месте. И — искать потребителя в стране, а также за ее пределами.
Насколько серьезную планку для себя установили брестчане, можно судить хотя бы по следующим цифрам: если в прошлом году на переработку сельчанами отправлено 700 тонн мяса популярных в мире пород, то к 2015-му стоит задача выйти на 15 тысяч тонн.
Пока же, говорит директор РСУП “Брестплемпредприятие” Николай Жук, выгоднее заниматься продажей племенных животных. 265 голов в прошлом году реализовано через предприятие внутри области, а также хозяйствам Гомельщины и Могилевщины, прорабатываются и зарубежные направления: Россия, Украина, Узбекистан.

С французами ухо держи востро

С главным зоотехником Иваном Демковичем едем на ферму № 3. Здесь, в самом Мотоле, и квартирует стадо, насчитывающее в общей сложности более 600 голов, из которых 200 — чистопородные животные, остальные — помесь разных поколений. Для того чтобы содержать их без привязи (лимузины не любят столь жесткого ограничения свободы), помещения обычной молочно-товарной фермы перестроили под новые потребности. Коровы, бычки, молодняк здесь находятся в больших загонах на глубокой подстилке, имеют свободный доступ к кормам. Рацион обычный: силос, сенаж, сено, микроэлементы — и без дорогостоящих концентратов, говорит Демкович. Суточные привесы у бычков — больше килограмма. Еще одна особенность лимузинов в том, что коров этой породы никогда не доят. На материнском молоке — а оно достаточно жирное — малыши растут до 6—8 месяцев, быстро прибавляют в весе и практически всегда остаются здоровыми.
За самочувствием питомцев, комфортом, привесами бдительно следят три доглядчика, четыре телятницы, доктор и завфермой. Доглядчица Люся Пташиц, как и заведующая Татьяна Радковец, с лимузинами работают с самого начала, вот уже шестой год. Говорят, по характеру с черно-пестрыми их не сравнишь: если корова только-только растелилась, к ней и вовсе не подойти — охраняет свое дитя так, что невозможно новорожденного отметить специальной биркой-паспортом. Да и вообще ухо с французами надо держать востро: захотят — легко ограду загона перепрыгнут. Впрочем, к таким выходкам персонал привык и знает, как разрезвившееся животное отправить на место.

Пусть подрастают

Полуторагодовалых товарных бычков, которые достигают примерно полтонны веса, “Агро-Мотоль” отправляет на Березовский мясоконсервный комбинат.
— Что же готовите из деликатесного мяса? — интересуюсь у заводчан.
— Вопрос сложный, — ответили там. — С целью изучения спроса провели дегустацию для представителей отечественного ресторанного бизнеса. Воспринято все не без интереса, однако они ставят встречное условие: чтобы мраморное мясо было в меню постоянно. К сожалению, регулярные поставки мы пока обеспечить не можем — недостаточно поголовья. Но эту тему продолжаем отрабатывать.
Тем временем мотольскими бычками заинтересовались заезжие россияне на предмет снабжения элитным мясом своих ресторанов.
— Сегодня вступать в партнерские отношения с ресторанным бизнесом пока рановато — мы еще не достигли должных масштабов производства. Но в перспективе, думаю, будет и такая торговля, — уверен Вячеслав Каштальян.
К слову, в ресторанах  Венгрии, Италии иного сорта говядину и не подают. В этом убедились председатель и главный зоотехник “Агро-Мотоля”, когда были в Европе по вопросам мясного скотоводства. Здесь-то и отведали изысканного мраморного мяса. Своих бычков, говорят, резать жалко — пусть растут.

Энтузиазм как двигатель прогресса

Рассказывает заместитель председателя Брестского облсельхозпрода Сергей Буткевич:
— сегодня половина всего мясного скота страны сосредоточена именно на Брестчине. У нас шесть племенных хозяйств из десяти аттестованных в государстве. А в ЧУП “Молодово-Агро” Ивановского района создано самое крупное в Европе стадо абердин-ангусов — полторы тысячи голов.
В рамках республиканской программы действует утвержденная облисполкомом и местная программа развития мясного скотоводства, по которой сегодня работают почти 100 сельхозпредприятий Брестчины. В этом нас очень серьезно поддерживает и губернатор Константин Андреевич Сумар, поэтому удается сделать больше, чем в других регионах страны. Есть убежденность в том, что лет через пять мясное направление будет очень выгодным из-за его малозатратной технологии.

Мраморная говядина — мясной деликатес, очень распространенный в японской кухне. Из этой говядины готовят стейки. Мраморной она называется потому, что на срезе напоминает своим видом испещренный прожилками узор мрамора. Этот эффект достигается благодаря наличию тонких прослоек жира в мышечной ткани, которые и делают мясо удивительно сочным и нежным. Такое мясо получают только от бычков, выращенных по специальной технологии. такая говядина может достигать цены 500 долларов за килограмм.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter