Лимузин для всех

Медленно прокручиваю в памяти воспоминания об Афинах, и чем больше думаю, тем больше сомневаюсь...
Редактор был добр как никогда. Подведи, говорит, итоги Олимпиады, поделись с читателями наблюдениями и выводами, в общем, оцени. Да только как же ее оценишь?! Я медленно-медленно прокручиваю в памяти воспоминания об Афинах, и чем больше думаю, тем больше сомневаюсь...

Что, скажем, было бы, если бы на 39-м километре венчавшего олимпийскую программу мужского марафона в борьбу спортсменов не вмешался безумный ирландский священник в причудливом костюме? Вы помните, как он толкнул в толпу зрителей лидера забега Вандерлея де Лиму? Бразильский легкоатлет вернулся на трассу, но в результате сбился с дыхания и финишировал лишь третьим. Кто виноват в случившемся? Организаторы? Полицейские? Зеваки-болельщики? А быть может, сама Олимпиада?

- Я не буду плакать из-за этого вечно, - сказал после финиша де Лима. - Бронзовая медаль в таком трудном марафоне - это большое достижение.

Соглашусь с бразильцем. Олимпиада - это уникальное соревнование, оценить которое однозначно невозможно даже тогда, когда кажется, что все предельно ясно. У Кабаевой - "золото", у Нижегородова - "серебро". Но кто из этих российских спортсменов заслужил большего восхищения - оправдавшая все прогнозы гимнастка или ходок, покоривший мир своим мужеством? Денис Нижегородов, щупленький молодой парень, под конец 50-километровой дистанции шел по стадиону, натыкаясь на барьеры, отделявшие спортсменов от зрителей. У него заклинило шею, и голова смотрела куда-то в сторону и как-то отрешенно. Но он шел и не сдавался. Шел, чтобы рухнуть на финише. Шел, чтобы стать вторым. Знаю, что многие российские чиновники, да и журналисты, после этого удрученно махнули рукой: "Жаль, что не первый". Для них крайне важны были 30 золотых олимпийских медалей, которые обещали завоевать в Афинах. А для нас? Что для нас важнее?

Одними лишь "золотом", "серебром" и "бронзой" не измеришь увиденного, голы не заменят слез, а секунды не замедлят свой бег в результате раздумий. Смотреть Олимпиаду интересно еще и потому, что в ней захватывает вовсе не медальная арифметика, а триумфы, драмы и, безусловно, трагедии.

Лично для меня афинские Игры запомнятся не только победой Юлии Нестеренко, но и крахом Мэрион Джонс. Замученная подозрениями в приеме стимулирующих препаратов, американка не пробилась в состав участников бега на 100 метров, оказалась "битой" сразу тремя россиянками в прыжках в длину, а затем вместе с подругами по эстафетной четверке столь неуклюже передавала палочку, что совершенно справедливо была дисквалифицирована. Любопытно, но эту драму трехкратной олимпийской чемпионки Сиднея мы, яростно переживавшие за наших бегуний, там, на олимпийском стадионе Афин, сразу и не заметили.

Точно так же не заметили победу своей баскетбольной сборной аргентинцы. Обезумевшие от победного футбола, разве могли они по достоинству оценить мастерство великого 11-го номера Луиса-Альберто Сколы, который днем ранее буквально нокаутировал запутавшихся в шнурках собственного величия посланцев американской НБА? И что для нас после этого "команда мечты"? Может, это сборная российских волейболисток, которая вытянула безнадежный полуфинал с Бразилией, но уступила-таки Китаю? А может, это футболисты Парагвая, которые, заняв третье место, принесли своей стране первые медали за 10 Олимпиад? Знаю, что для украинцев "командой мечты" после Афин стала женская гандбольная сборная, которая своей "бронзой" оживила в памяти многих воспоминания о легендарном киевском "Спартаке"...

Так - повсюду. В Объединенных Арабских Эмиратах гордятся своим шейхом Ахмедом Аль-Мактумом, который стал чемпионом в стрельбе. Галь Фриман принес Израилю первую золотую медаль, выиграв состязания по виндсерфингу. Ничего, что мы мало знаем о "доске под парусом", все равно Фриман - герой. Ничуть не меньший, чем американец Рулон Гарднер, сиднейский сокрушитель Александра Карелина. В Афинах этот борец занял третье место, а потом со слезами на глазах поставил в центре мата свои туфли и драматично покинул ковер. Говорят, покинул навсегда.

Чтобы понять, что такое олимпийский дух, попробуйте объяснить себе, почему объявили успехом тот факт, что в Афинах отобрали медали у почти двух десятков атлетов. Президент МОКа Жак Рогге сказал, что в Греции прошли "Игры, где труднее стало обманывать, где чистоту спорта защищали лучше". Но все равно трудно отделаться от неловкости в связи с тем, что среди атлетов, лишенных наград, под первым номером стоит россиянка Ирина Коржаненко - между прочим, первая женщина, увенчанная оливковым венком в древней Олимпии, где в 776 году до нашей эры зародились Олимпийские игры.

Одним из спортсменов, попавшихся на употреблении запрещенных препаратов, стал белорусский прыгун в высоту Алексей Лесничий. Он пытался сыграть ва-банк, потом вынужденно блефовал на заседании контрольной комиссии, где его допрашивал сам Сергей Бубка, потом извинялся. Я сам видел, сколь расстроен был Алексей. Не менее больно было смотреть в Афинах и на Вадима Девятовского. Но тут иная причина. Четыре года назад его горько проучили в Сиднее, и, как сам признал, в Грецию умудренный опытом он ехал за медалью. Но звезды светили в другую сторону, и впереди Вадима в итоговом протоколе оказался всего один венгерский молотобоец. Жаль. У Василия Каптюха венгров впереди оказалось двое, но допинг-тест из них отказался сдавать лишь один. И тут жаль уже дважды.

К ак же оценить выступление белорусов в Афинах? В итоговом реестре нашего Минспорта Вадим и Василий сегодня числятся среди спортсменов, занявших четвертые места. Кроме них, в нем еще 13 фамилий (это если считать поименно команду гимнасток-"художниц"). 16 белорусских атлетов стали призерами Олимпиады, двое - Юлия Нестеренко и Игорь Макаров - вознесли себя навечно в ранг чемпионов. Мало это или много? Если мерять объемами вложенных в подготовку белорусских спортсменов средств, то вроде как и немного. Должно и могло быть больше. Но если вспомнить, что позади Беларуси в медальной таблице Игр остались такие страны, как Австрия, Словакия, Чехия, Бельгия и даже баскетбольно-футбольная Аргентина, если вспомнить, что Олимпиада не терпит сослагательного наклонения, что на ней соревнуются не роботы, а люди, если вспомнить Пирроса Димаса, на пути которого к четвертому олимпийскому "золоту" встали наш Андрей Рыбаков и грузин Георгий Асанидзе, вспомнить Хамзу Ерликайя, несмотря на все свои титулы таки проигравшему схватку за бронзовую медаль Славе Макаренко, если вспомнить глаза Мэрион Джонс после триумфа Юли Нестеренко, то выступлением белорусов в Афинах можно гордиться. Я уверен в том, что каждого, кто боролся, кто не жалел себя на Олимпиаде, нужно называть героем и принимать дома так, как встречали в Бресте все ту же Юлю (утомили даже чемпионку!), как встречала своего супруга Сюзанна Иванкова, приехавшая в аэропорт на шикарном лимузине. Сомнения есть только в том, хватит ли у нас на всех лимузинов...

Снова вспоминаю, снова сомневаюсь... Как оценить тебя, Олимпиада? Ох, кажется, позволив мне порассуждать на эту тему, редактор был слишком добр.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter