Ликвидатор остался без документов

Житель г.п.Бешенковичи Иван Михайлович Сухов обратился в корпункт “Народной газеты” в Витебске с просьбой помочь ему восстановить справедливость. Вот уже несколько лет он безрезультатно пытается получить статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 1978 года Иван Михайлович работал машинистом экскаватора в ПМК-22 Гомельского управления мелиорации и водного хозяйства. Рассказывает, что, когда произошла авария на АЭС, пришлось работать в загрязненных зонах Ветковского района: Барталомеевке, Светиловичах, Закружье. В 1987 году в связи с реорганизацией предприятия Сухова перевели на работу в Петриковскую ПМК-13, а еще через год ликвидировали и это предприятие. Судьба забросила мелиоратора в Жлобин, а с 1992 года Иван Сухов и вовсе переехал на постоянное местожительство в Бешенковичи. Несколько лет назад пенсионер Сухов стал ходатайствовать о своих правах на получение статуса участника ликвидации  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но, увы, документы, подтверждающие факт его работы в загрязненной зоне, не сохранились.

На запрос комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома в адрес предприятия “Гомельмелиоводхоз” в августе прошлого года пришел ответ: в соответствии с Перечнем типовых документов сроки хранения первичных документов и приложений к ним (наряды на  производство работ, путевые листы, табели выхода рабочих и служащих на работу, приказы по командировкам) составляют от года до трех. А значит, данные документы на предприятии отсутствуют. Кроме того, в официальном письме говорится, что лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС на загрязненных территориях (с уровнем загрязнения свыше 40 Кю/км2) в Ветковском и Кормянском районах, удостоверения ликвидаторов получили. В период оформления документов И.М.Сухов в управление не обращался.

Получается, “поезд уехал”, и теперь, куда ни постучится бывший мелиоратор, помочь ему не представляется возможным. Что же делать? Неужели нет выхода? С этими вопросами корреспондент “НГ” обратилась к ведущему специалисту комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома Ирине Рудаковой.

— За последние два года в Витебской области три человека получили статус ликвидатора, — говорит Ирина Леонидовна. — Рассматривала комиссия по установлению статуса и заявление Ивана Михайловича Сухова. Но для решения этого вопроса необходимы первичные документы: командировочные удостоверения, приказы, военный билет, трудовая книжка, табель учета рабочего времени, справки о праве на повышенную оплату труда в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения. Опираясь на документы, комиссия должна установить: какая организация направляла гражданина и на каком основании, сроки его работы в загрязненной зоне, населенные пункты, где человек работал, характер выполняемых работ. Только  после этого будет принято решение об установлении статуса участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.

А если все-таки документы не сохранились? Установить факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС можно в судебном порядке. Правда, в комитете по труду, занятости и социальной защите случаев подобных судебных разбирательств не припоминают. Председатель суда Бешенковичского района Наталья Рощина пояснила корреспонденту “НГ”, что гражданин имеет право обратиться в суд за защитой своих прав, а в юридической консультации ему окажут необходимую правовую помощь.

Светлана ДЕДИНКИНА,

собственный корреспондент “НГ” по Витебской области

e-mail: sveta-guk@tut.by, тел. 8-0212-21-89-00.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter