Лики зла: отслеживаем эволюцию терроризма в Беларуси последних лет

Лики зла

До 2020 года явление терроризма для белорусов было терра инкогнита и больше ассоциировалось с вечно полыхающим Ближним Востоком или Афганистаном. Однако ситуация вокруг нашей страны и внутри ее, к сожалению, меняется, и белорусским спецслужбам все чаще приходится вступать в схватку с разномастными террористами, пытающимися проникнуть внутрь страны и нанести урон государству и обществу.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Нам расслабляться не надо. Да, мы победили в 2020 году, господь нам помог. Мы к этому не готовились. Думали: ну разве у нас на этой святой земле что-то подобное может произойти? Произошло. Повторилось в России. Но опыт они уже наш изучили и пресекли это в зародыше. Ни в коем случае ни нам, ни россиянам нельзя расслабляться. Это главное сейчас.

Во время общения с представителями СМИ в Хатыни, 22 марта 2023 года.

Горячая осень‑2020

Старт нынешнему периоду террористической активности в Беларуси был дан во время неудавшейся «цветной революции» 2020 года. Согласно всевозможным мятежным методичкам, в случае провала протестных акций к делу подключаются радикалы всех мастей. Стоит подчеркнуть, что это не естественное развитие событий, а заранее подготовленный план, в котором неудача в пункте А влечет активацию пункта Б. Так произошло и в белорусском случае: к середине осени‑2020 и так немногочисленное протестное движение превратилось в слабоуправляемую толпу разновозрастных маргиналов, неспособную к осмысленным действиям. 
Для западных кураторов ежевоскресные унылые прогулки по столичным улицам интереса не представляли, поскольку никакой угрозы действующей власти не несли. Более того, маргинальность протеста с каждым новым маршем становилась явной для все большего числа белорусов и уменьшала потенциал мятежа.
В этих условиях западные спецслужбы, прежде всего польские, литовские и украинские с общей координацией из США, сделали ставку на радикализацию еще остававшихся в строю «змагаров». Именно тогда впервые стали отмечаться первые попытки срыва железнодорожного движения путем замыкания контактной цепи, возведения препятствий на путях и тому подобных крайне опасных шалостей. К счастью, катастроф с человеческими жертвами по вине горе‑диверсантов удалось избежать, но звоночек был тревожным.

А вскоре объявилась в Беларуси и первая террористическая группа, эдакая «Аль‑Каида» в минимальной комплектации. Речь об анархистской банде Игоря Олиневича. Она была сформирована в Украине в августе 2020‑го из «ветеранов» деструктивных движений, объединенных ненавистью к собственной стране, и прошла соответствующую диверсионную подготовку. На территории республики группа совершила несколько акций, в том числе поджог машин на стоянке у здания прокуратуры Солигорского района и служебного помещения межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз. Впрочем, полученные от украинцев навыки конспирации и запутывания следствия Олиневичу и его головорезам не помогли — уже 28 октября в Ельском районе их взяли белорусские правоохранители с целым арсеналом оружия, взрывчатки и специального снаряжения.

Покушающиеся на жизнь

Ставший возможным благодаря профессионализму и слаженности действий наших силовиков провал группы Олиневича привел к тому, что Запад начал вносить изменения во всю стратегию раскачивания Беларуси. В конце бурного 2020‑го протестная активность приблизилась к нулю, и террористические группы стали единственным инструментом влияния наших оппонентов на ситуацию внутри страны. Кроме того, мизерная эффективность анархистов и быстрая их поимка сказались и на парадигме действий террористов. Теперь западные спецслужбы ориентировали их на удары по чувствительным для Беларуси персоналиям.
В любой стране такой персоной номер 1 является глава государства. В Беларуси роль Александра Лукашенко усиливается еще и тем, что Президент стал символом сопротивления белорусов навязываемой извне политике и гарантом безопасности и стабильности мирного развития общества. В таких условиях попытка покушения на жизнь избранного народом лидера была лишь вопросом времени. И, как оказалось, весьма недалекого.
Уже весной белорусскими спецслужбами был раскрыт заговор с целью вооруженного переворота и физического уничтожения ряда государственных деятелей и прежде всего Президента, а также взятия в заложники членов его семьи. Придуманный литературоведом Федутой, американским юристом Зенковичем, главой БНФ Костусевым план отличался масштабом и полным отсутствием понимания внутриполитических реалий Беларуси. Так, горе‑революционеры собирались привлечь к мятежу неких белорусских генералов, убедив себя в их существовании и тем самым проглотив наживку наших спецслужб, к которым на финальном этапе оперативной игры присоединились и коллеги из ФСБ России.
Слабым местом плана «Тишина» была полная оторванность зачинщиков от белорусской реальности. Федута и компания банально не поняли: в только что поборовшей «цветную революцию» стране силовики находятся на патриотическом подъеме и склонять именно их к вооруженному мятежу против избранного Президента — та еще глупость.
Эпопея с «мятежом интеллигенции» интересна еще и тем, что в ней впервые стала явной роль США как непосредственного заказчика и куратора антибелорусских террористов: Зенкович на встречу в Москву явился из Америки, козырял перед товарищами по опасному бизнесу связями в госдепе. На субботнике 21 апреля 2021 года, где Александр Лукашенко впервые рассказал журналистам о заговоре, Глава государства также отметил, что свою роль в нем сыграло ЦРУ.

Провал «самообороны»

Пиком террористической волны 2020 — 2021 годов стали события в канун Дня Независимости, когда была разгромлена одна из наиболее опасных группировок — т.н. отряды гражданской самообороны Беларуси. Ее члены под руководством гражданина Германии Хоффмана собирались поджечь лесозаготовительную технику, взорвать узел связи ВМС РФ в Вилейке и похитить с целью убийства журналиста СТВ Григория Азарёнка. Во всех случаях их ждал феерический провал, причем в последнем эпизоде сама «жертва» успела крепко наподдать несостоявшимся похитителям.

Провал подчиненных Хоффману боевиков и раскрытие их преступной сети выявили ряд интересных моментов. Вектор приложения сил террористов сменился с государственных деятелей на медийных персон — вероятно, западные кураторы посчитали их менее защищенными. Кроме того, «самооборонщики» открыли и антироссийский фронт: террористы до них не осмеливались зариться на военные объекты Москвы на белорусской территории.
Белорусские спецслужбы проявили себя на этом этапе войны с террором как профессионалы высочайшего класса, способные как на масштабные оперативные игры, так и на брутальные силовые действия. 
К сожалению, 29 сентября 2021 спецназ КГБ понес свою первую потерю — в ходе штурма квартиры в Минске от рук террориста Зельцера погиб оперативник Дмитрий Федосюк с позывным «Нирвана». Он был посмертно награжден орденом «За личное мужество» и стал символом борьбы с ползущим с Запада злом.

Враг у ворот

Дело ОГСБ и разгром дружественной им организации «Буслы летят» символизировали собой кризис первого поколения бело‑красно‑белых террористов. Стало очевидно, что с поручаемыми им Западом задачами они не справляются, а ресурсы на вербовку и подготовку неофитов себя не оправдывают. В связи с этим спецслужбы США и Европы взяли тайм‑аут.

Тем более что к концу 2021 года стало ясно, что украинский кризис вскоре может серьезно обостриться, и внимание диверсионно‑разведывательных служб обратилось на юго‑восток. Однако, вопреки прогнозам, начало российской СВО не спровоцировало значительного усиления террористической активности на территории Беларуси. КГБ и другие структуры четко пресекали попытки диверсий на железной дороге, а группа, планировавшая атаковать бронетехнику армии РФ «коктейлями Молотова», и близко не подошла к реализации своего преступного замысла.
В то же время за границей значительно активизировалась подготовка нового поколения террористов, которых планируют использовать против нашей страны в электоральный период 2024 — 2025 годов. 
К ним относятся курируемые СБУ «полк Калиновского» и более мелкие формирования, воюющие в Украине и периодически распадающиеся и собирающиеся вновь, а также подконтрольные Польше через прокладку банды ренегатов ByPOL хоругви т.н. белорусского посполитого рушения. И те и другие целью ставят насильственное свержение власти в Беларуси и превращение ее в еще более хаотизированный аналог Украины.
Все ныне существующие террористические организации подчиняются западным спецслужбам и проходят специфическую подготовку, которая сочетает, судя по публикуемым в сети материалам, диверсионно‑разведывательные аспекты с чисто штурмовыми. 
Вдобавок боевиков учат действовать в группах, что свидетельствует о том, что их планируют использовать либо в Украине, либо для провокаций уже на белорусской территории — например, используя сценарий с попыткой захвата одного из приграничных райцентров.

Пока что хоругви являются делом добровольным, но вполне возможно, что Польша имеет планы на их расширение уже принудительным способом, за счет беглых. Тем более что проживающих по ту сторону Западного Буга белорусов уже вовсю используют спецслужбы Варшавы в своих целях. 
Например, недавно трое белорусов были задержаны в рамках шпионского скандала: якобы в составе белорусско‑украинской разведгруппы они следили за перемещением натовской техники в Украину. 
Сам по себе факт весьма показателен: он говорит о том, что беглые для режима Дуды — Моравецкого — лишь удобный расходный материал, который можно использовать в шитых белыми нитками шпионских делах, а можно бросить в топку пограничной провокации.

Мы встанем стеною

А пока на Западе растят новое поколение боевиков, в Беларусь забрасывают диверсантов‑одиночек. За последний месяц удалось выявить двоих: работавшего на СБУ и американцев Швеца, атаковавшего дроном‑камикадзе российский самолет‑радар А‑50 в Мачулищах, и некоего Ломакина, ликвидированного в Гродно сотрудниками спецназа КГБ «Альфа» на этапе подготовки к диверсиям против гродненских чиновников и силовиков.
Эти случаи схожи: оба диверсанта прошли серьезную подготовку и превосходят своих предшественников как в искусстве конспирации, так и в тактической подготовке — мачулищанский террорист неплохо научился владеть FPV‑дроном, а гродненский имел компетенции взрывника и был вооружен автоматом и гранатами. Кроме того, оба попали в страну через Россию, что позволило нашим силовикам обнаружить уязвимость в системе безопасности.

«Очень важно сейчас единство спецслужб, силового блока и нашего народа. Тогда нам будет легче», — высказался о террористической угрозе Александр Лукашенко во время визита в Хатынь.
И это, пожалуй, лучшее, что сейчас могут сделать простые белорусы, чтобы помочь государству в противостоянии террору. Сплотиться, отбросить недосказанности, быть бдительными и следить за всем, что происходит вокруг, — теперь это гражданский долг каждого из нас и условие продолжения мирной жизни.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter