Пора приучать велосипедистов к порядку

Лихие велосипедисты — это не гипербола

Количество велосипедов на улицах городов уже явно зашкаливает. И популярность этого транспорта продолжает расти: люди с энтузиазмом седлают велики, не задумываясь, какую угрозу создают и себе, и другим участникам движения. Опасность велосипедов — в их скорости и бесшумности, но самое главное — в несоблюдении правил дорожного движения самими велосипедистами. Недаром в российской Госдуме созрела идея обязать их сдавать экзамены на знание ПДД. Не пора ли и нам призвать к порядку владельцев двухколесного транспорта?



Происшествия последнего времени говорят, что пора — и давно. Вот свежее печальное известие: в реанимационном отделении одной из больниц в Гродно, не приходя в сознание, скончался пешеход. Его на мосту через Неман сбил 16–летний велоездок. А в Минске пожилая велосипедистка почему–то вздумала ехать по проезжей части, причем навстречу потоку на улице Аэродромной, где достаточно интенсивное движение. Итог предсказуем: беспечную пенсионерку сбила машина. В Бресте в больнице оказался шестилетний мальчик: на него на пешеходной дорожке вдоль проспекта Республики наехал велосипедист. Другой — на скорости около 50 километров в час мчался по минскому проспекту Дзержинского за бетономешалкой, буквально в метре от нее. Мол, чем ближе к тяжелому транспорту, тем меньше поток воздуха и легче крутить педали. А чтобы ехалось веселее — наушники в уши... Даже думать не хочется, что было бы, если бы мощный автомобиль резко остановился. На днях я и сама стала свидетелем, как целая семья пристроилась за трактором. Видимо, по той же причине. На мои жесты: мол, это опасно, давайте на тротуар, семейство поулыбалось, помахало ручкой и поехало дальше.

К чему такой риск? По ПДД для велосипедистов предназначена велодорожка, а если ее нет, то обочина, тротуар. При отсутствии таковых правила разрешают им двигаться по проезжей части, но на расстоянии не более метра от правого края. К слову, почти в каждом из названных случаев у людей была возможность ехать по тротуару, но... Сами лихачи часто объясняют свое поведение жаждой скорости: мол, хочется мчать с ветерком, а на тротуарах это не всегда возможно. Да и бордюры, высота которых иногда доходит то трети диаметра колеса, говорят они, раздражают. Вот и рискуют на дороге, нервируя автомобилистов.


Фото предоставлено сотрудниками ГАИ УВД Могилевского облисполкома

Впрочем, всегда ли любители крутить педали ведут себя грамотно и на велодорожках? Идешь, бывает, рядом с ней, на «чужую» территорию не заступаешь, но чуть зазевался — и по ногам тебе проедут, и на руль усадят. Помню, был случай, когда такой лихач наехал на пешехода, но вместо того, чтобы подойти к лежащему без движения человеку, скоренько укатил. Благо в «скорую» позвонили очевидцы. В подобной истории в мае прошлого года разбирался Следственный комитет: на велодорожке недалеко от «Минск–Арены» лоб в лоб столкнулись два велосипедиста. В итоге минчанка умерла в больнице, второй участник столкновения отделался ссадинами и синяками.

Далеко не у всех велосипеды оборудованы фонарями, светоотражателями и звуковыми сигналами. Беда с отсутствием шлемов и прочей защиты. Также редко увидишь велосипедиста, который спешивается на пешеходном переходе. А дети на великах? Их, судя по манере бесшабашной езды, никто и не учил культуре веловождения.

Как видим, поводов вплотную заняться проблемой предостаточно. Для начала было бы неплохо всех, кто садится на велосипед, заставить выучить азбуку дорожного движения. Кстати, в американском Портленде, где более 38 тыс. велосипедов, специальные курсы езды по городу можно пройти в велоцентре. И почему бы не ввести обязательную регистрацию этого вида транспорта? В Советском Союзе крутили педали только с номерным знаком, правда, последние из них встречались в 1960–е годы... Не пора ли вспомнить старую практику?

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 119 (24749). Четверг, 25 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter