Лихие “доноры” асфальта

Профессиональный мотоциклист рассказывает о том, почему “двухколесных” ездоков называют смертниками и как избежать аварииЧудом остался жив после аварии, произошедшей на одной из столичных улиц, 21-летний профессиональный мотоциклист из Минска Александр. Дорожно-транспортное происшествие случилось через неделю после его свадьбы. Вот парень женился, а вот он лежит истекая кровью, с многочисленными переломами и без сознания под многотонной припаркованной у тротуара фурой. Рядом дымится “слегка” расплющенный спортивный мотоцикл “Хонда”...

Урок на всю жизнь
“Веселые” картинки произошедшего ДТП, видимо, запомнятся ему надолго. Свободные тридцать минут, которые оставались до поездки с компанией друзей на шашлыки, Саша решил посвятить любимому занятию и погонять немного на мотоцикле по району. Эти полчаса чуть не стоили ему жизни. “Как я потом узнал, первым ко мне подбежал проходивший мимо милиционер, — вспоминает парень. — Опасаясь, что у меня может быть переломан позвоночник, он зафиксировал положение тела, чтобы я меньше двигался. Потом приехала “скорая”.
Со слов мотоциклиста, началось все с того, что его несколько раз “подрезала” выскочившая из-за поворота легковушка. Один раз, второй... Чтобы избежать столкновения, ему пришлось выворачиваться, для чего он резко выжал сцепление и прибавил газ. От таких действий мотоцикл на скорости стал на дыбы, закрутился и, потеряв равновесие, перевернулся, сбросив седока. Так парень оказался под фурой.
Такой версии случившегося придерживается пострадавший, которого на восемь месяцев лишили права управления транспортным средством. Неизвестно, так ли все было на самом деле. Вполне возможно, что Александр чего-то недоговаривает, пытаясь скрыть свою вину. Вряд ли сотрудники Госавтоинспекции стали бы лишать прав невиновного человека. Но суть в том, что из-за необдуманных лихаческих действий человек чуть не лишился жизни и к тому же создал угрозу безопасности других участников движения. Сейчас Саша ходит с помощью костылей. А могло быть и хуже. Оклемается ли он полностью к моменту возврата прав, пока неизвестно.
Кстати, это уже вторая авария мотоциклиста. Первая произошла несколько лет назад, когда парень еще не успел обзавестись водительским удостоверением. Дело было тоже в Минске в районе железнодорожного вокзала. Тогда он ехал с пассажиром и на развороте врезался в бок “Фольксвагена”, при этом не подвела спортивная реакция, и пассажира он успел заранее сбросить. “Отделался” бедолага сломанной ногой и оторванным веком.
Шлепанцы увеличивают риск
Чтобы помочь новичкам-мотоциклистам избежать подобных эксцессов, Саша, отзанимавшийся семь лет мотокроссом и в 2001 году завоевавший звание чемпиона Беларуси по этому виду спорта, поделился некоторыми нюансами езды на мотоцикле. Но прежде чем поделиться информацией с читателем, я расскажу о том, что увидел во время одной из командировок по Минщине. Как известно, для любителей мотоциклов Госавтоинспекция предоставляет возможность экстерном сдать экзамены на получение водительского удостоверения с категорией “А”, разрешающей езду на этом виде транспорта. Так было в одном из райцентров. С теоретическим экзаменом пацаны справились. А вот вождение из человек сорока смогли сдать только трое! И это деревенские хлопцы, которые, можно сказать, рождаются с мотоциклетным рулем в руках. Они не смогли нормально проехать элементарную “восьмерку”. Неужели лень было потренироваться? Но удивило не только это. На практический экзамен почти все ребята пришли в болтающихся на ногах резиновых шлепанцах! А при управлении мотоциклом без ног никуда, не говоря уже о безопасности, это не телега. Выходит, что разницу между мотоциклом и гужевой повозкой ребята еще не почувствовали. Но перед девчонками после танцев полихачить любят, иногда для храбрости приняв на грудь чего-нибудь крепкого. И не всегда такие “поездки” имеют счастливый конец... Печальных примеров более чем достаточно. Вот такая “культура” вождения.
Неповоротливых мотоцикл не любит
— Чтобы нормально почувствовать мотоцикл, надо как минимум года два серьезных тренировок, — рассказывает Александр. — Сначала необходимо научиться ездить спокойно, узнать мотоцикл на маленькой скорости. Если какой-то любитель, только научившись управлять обычным мотоциклом, покупает себе спортивный и начинает гонять, это потенциальный смертник. Даже опытные байкеры, прежде чем выехать на трассу, постоянно оттачивают свое мастерство на закрытых дорогах, чтобы никому не мешать. Тренируются по пять—семь лет. Просто так никто не выпендривается. Профессионалы в полной мере осознают всю опасность различных выкрутасов.
Хотя у мотоциклиста в отличие от водителя автомобиля обзорность лучше, очень важно научиться “чувствовать спиной”. У меня такая привычка выработалась после занятий мотокроссом, я не глядя могу определить, когда кто-то едет сзади.
В случае столкновения несмотря на разные весовые категории у опытного водителя на мотоцикле меньше вероятности погибнуть, чем на автомобиле. Можно сгруппироваться, спрыгнуть. Это мое личное мнение. Естественно, сохранить жизнь и уменьшить степень травмирования помогает качественная экипировка. Стоит она недешево. Но, как говорится, “того стоит”. Обувь на ногах должна быть жесткая и крепкая. Варианты со шлепанцами в здравый смысл не укладываются.
Некоторые автомобилисты, пересаживаясь на мотоцикл, думают, что если на передний тормоз нажать, то можно через руль улететь. Ничего подобного не произойдет, если правильно наработана техника езды. Двигаясь на мотоцикле, надо работать телом, создавая необходимую балансировку. Естественно, без необходимости резко тормозить не следует. Надо аккуратненько, двумя колесами. Но при торможении на мокром асфальте, особенно в осеннее время, опасность заноса резко возрастает. Надежность тормозов уменьшается примерно на 50 процентов. А на сухой дороге тормоза у мотоцикла срабатывают раза в три-четыре быстрее, чем у автомобиля.
Вообще, мотоцикл — это вид транспорта, который требует не только отменной реакции и навыков езды, но и работы мозгами. Если в голове пусто, лучше к мотоциклу не подходить. Ну а логику действий тех, кто садится за руль подшофе, скорее всего, лучше объяснит психиатр...

Два колеса — не четыре

Василий БУЛЬБЕНКОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД РБ:
— Проблема дорожного травматизма среди мотоциклистов вызывает тревогу. Тем более что к ним сейчас добавилась “армия” скутеристов, которая растет на глазах. Несмотря на наши постоянные предупреждения, некоторые из владельцев этих транспортных средств еще не знают, что скутер с объемом двигателя боле 50 кубических сантиметров и конструктивной скоростью более 50 километров в час относится к категории “мотоцикл”. Соответственно владельцы должны их регистрировать в ГАИ и иметь водительское удостоверение с категорией “А”.
Несмотря на осенний период, количество мотоциклистов на дорогах практически не уменьшилось. Зато состояние проезжей части изменилось. Понижение температуры воздуха, частые дожди, туманы, опавшая листва создают дополнительные сложности для езды на мотоциклах, уменьшая коэффициент сцепления колес с дорогой. Соответственно возникает опасность потери управления. Два колеса — это не четыре.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter