Следователи разобрались в фатальном ДТП

Лихие до беспамятства

Поздним вечером в направлении поселка городского типа Красносельский, что в Волковысском районе, неспешно двигался автомобиль «Дэу Ланос». Им управляла женщина средних лет Надежда Воловик, а в кресле рядом сидела ее дочка Вика. В момент, когда легковушка въехала в находившуюся по курсу движения деревню, произошел неожиданно сильный удар в заднюю часть иномарки. Автомобиль Надежды улетел с дороги в кювет. Благо не перевернулся, и ни сама Надежда, ни ее дочь серьезно не пострадали. Ссадины и ушибы не в счет. Преодолевая страх, Воловик вышла из салона посмотреть, что произошло. Зрелище на дороге оказалось не для слабонервных. Возле пылающего мотоцикла «Кавасаки ZХ 900Е» лежал парень, а в нескольких десятках метров — второй молодой человек. Оба на первый взгляд казались неживыми.


Следователи детально разобрались в том, как произошло это фатальное ДТП.

Выжил лишь один

Медики оперативно погрузили мотоциклистов в карету скорой помощи и взяли курс на больницу. Несмотря на все их усилия, живым до реанимации довезли одного. Второй парень скончался в машине. Как впоследствии напишут эксперты, его смерть наступила в результате открытой черепно–мозговой травмы и массивных кровоизлияний в мозг.

Погибшим оказался 29–летний житель Минска Александр Капланов, у которого осталась находившаяся в декретном отпуске супруга с двумя детьми. Ну а второй пострадавший — его 23–летний приятель Станислав Юхнов, проживавший в Волковыске (фамилии потерпевших изменены по просьбе родственников). Оба родом из одной деревни.

Несмотря на закрытую ЧМТ с ушибом головного мозга тяжелой степени, многочисленные раны головы, шеи, верхних и нижних конечностей, благодаря стараниям врачей Юхнов выжил. Правда, в силу ряда причин, о которых будет сказано ниже, восстанавливать картину дорожно–транспортного происшествия следователям пришлось без его помощи.

Основными вопросами, вставшими перед следствием, были следующие: из–за чего произошло ДТП, кто управлял мотоциклом, кто виноват в произошедшем и виноват ли вообще?

Для получения ответов на них были установлены и допрошены очевидцы, проведен ряд автотехнических экспертиз, следственный эксперимент, изъяты и осмотрены записи видеорегистраторов проезжавших автомобилей, проведены иные процессуальные действия. В результате по крупицам удалось собрать и сложить практически все фрагменты общей картины дорожной трагедии.


В поисках приключений

Картина предстала следующая. В тот день Станислав Юхнов встретился с некогда проживавшим по соседству, а затем переехавшим в Минск Александром Каплановым. Этот находившийся подшофе парень приехал помочь матери по хозяйству и был рад встрече со старым другом. Капланов попросил у Юхнова разрешения покататься на его мотоцикле «Кавасаки». Приятель поначалу ответил отказом... Однако чуть позже эти двое около 19 часов вместе прикатили на «Кавасаки» в больницу к находившейся там на лечении знакомой Стаса — Тамаре. Причем оба были сильно выпившие. Капланов вообще еле держался на ногах, а Юхнов вошел в больницу в порванных и измазанных штанах. Мотошлемы оба держали в руках.

Стас предложил Тамаре, вышедшей к нему вместе с подругой, поехать с ними развлекаться. Однако, видя, в каком состоянии находятся кавалеры, сами же рассказавшие, что по дороге уже падали с мотоцикла, девушки отказались. Парни настаивать не стали и ретировались. Подружки видели, как Юхнов оседлал байк, позади него сел Капланов. Подняв столб пыли, мотоцикл скрылся из виду. В тот момент никто не догадывался, что до рокового столкновения друзьям оставалось не более десяти минут.

Изнанка ДТП

Последующие события развивались стремительно. О них рассказали два очевидца аварии. Один из них двигался на своей «Ауди А6» навстречу «Дэу Ланос» Надежды Воловик. Машины поравнялись примерно в центре деревни, и в этот момент за «Дэу Ланос» показался мчавшийся на большой скорости мотоцикл с включенной фарой. Затем послышался звук удара, и байк взметнулся в воздух, перелетев через автомобиль. Рухнувший наземь мотоцикл тут же объяло пламя, а «Дэу Ланос» оказался в кювете.

Водитель еще одной машины, следовавшей за «Дэу Ланос», отметил, что несущийся с огромной скоростью мотоцикл сначала обогнал его. Затем догнал «Дэу Ланос», врезался в легковушку и буквально взмыл в воздух, осветив небо светом фары. Мотоциклисты разлетелись в разные стороны.

Причины столь лихой езды были установлены в ходе проведенных экспертиз и следственного эксперимента. Выяснилось, что мотоцикл двигался со скоростью более 100 км/ч, что значительно превышает установленный в населенном пункте максимум, ограниченный законом цифрой «60». При этом в крови управлявшего байком Юхнова концентрация алкоголя составила 1,85 промилле, а Капланова — 3,0 промилле.

Есть и еще несколько обстоятельств, негативно характеризующих мотоциклистов. Годом ранее Станислав Юхнов был лишен права управления транспортными средствами на максимальный пятилетний срок. Плюс к этому заплатил штраф в размере, эквивалентном нынешним 1600 рублям, за управление автомобилем в нетрезвом виде, превышение скорости, совершение ДТП, невыполнение требований сотрудников ГАИ об остановке. У Капланова права на руках были, однако требуемой категории «А» не имелось. Когда же сел на мотоцикл в качестве пассажира, мотошлем не застегнул.

Что касается технического состояния мотоцикла, то к нему претензий нет и быть не может. Его механизмы вышли из строя лишь после ДТП.


Не казнить, а лечить

При указанном выше раскладе у следствия имелись все основания для предъявления Станиславу Юхнову обвинения в нарушении правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, которое по неосторожности повлекло смерть человека. За это преступление предусмотрены суровые санкции, однако в силу объективных обстоятельств Юхнов их избежал. Правда, более чем дорогой ценой. Дело в том, что после перенесенной тяжелой черепно–мозговой травмы с ушибом головного мозга он так и не вернулся к полноценной жизни.

Как заключили эксперты, у парня развилась так называемая антероретроградная амнезия. Ее следствием явились — цитирую из документа: «снижение памяти на события прошлого и настоящего, активного внимания, отсутствие мотивации к познавательным процессам, грубые изменения эмоциональной сферы, полное безразличие к окружающим и своему состоянию, возбудимость с проявлениями эмоциональной неадекватности».

В итоге эксперты констатировали у Юхнова признаки органического расстройства личности травматического происхождения. Причем степень выраженности психических расстройств такова, что в настоящее время он не может сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, а также правильно воспринимать имеющие значение по делу факты и давать показания.

Естественно, что при таких обстоятельствах следствием было инициировано, а судом впоследствии принято решение о применении к загубившему не только чужую, но и собственную жизнь парню принудительных мер безопасности и лечения как к лицу, страдающему психическими расстройствами.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter