Лидия ЕРМОШИНА: «Избирательные комиссии — это рабочий орган, а не дискуссионный клуб»

Важнейшая политическая кампания – выборы в парламент страны – вступила, пожалуй, в самый ответственный этап: с 8 августа началось выдвижение кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. О ходе парламентской кампании и возможных предвыборных коллизиях обозреватель «Р» беседует с председателем Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению референдумов Лидией ЕРМОШИНОЙ.
— Лидия Михайловна, давайте для начала уточним для наших читателей временные рамки каждого этапа избирательной кампании… — До 2 августа, как уже сообщалось, было завершено образование всех 110 окружных избирательных комиссий. В течение трех дней они провели организационные заседания и приступили к работе. С 8 августа началось выдвижение кандидатов в депутаты, которое продлится до 6 сентября. Агитационный период начнется с 17 сентября. Так что горячая политическая осень впереди. А пока только разминка. — На недавней пресс-конференции секретарь ЦИК Николай Лозовик сообщил, что представители партий и общественных организаций в окружных избирательных комиссиях получили 27,1 процента мест. На прошлых выборах общественная квота была ниже – 25,1 процента. И тем не менее оппозиционная пресса нагнетает недовольство, что, к примеру, в окружных комиссиях Могилевской и Гродненской областей нет представителей оппозиционных партий. Чтобы исключить спекуляции по этому поводу, поясните, пожалуйста, по какому принципу шел отбор в окружные избирательные комиссии? — Начнем с того, что главный критерий отбора определяется задачей, которая стоит перед окружной комиссией. А необходимо сформировать работоспособный орган, члены которого четко осознают свои обязанности, свою ответственность и могут работать вместе, принимая консолидированные решения. Политические партии, которые оказались не включенными в комиссии, конечно, недовольны. Но я хотела бы подчеркнуть: выбор – это право тех органов, которые формируют комиссию. Естественно, они хотят создать работоспособный коллектив, а не дискуссионный клуб, до предела политизированный. Тогда возникнет другая проблема: комиссия, которая превратится в дискуссионный клуб, просто не сможет принимать необходимые организационные решения. Еще один важный критерий – психологическая совместимость, определяющая, насколько продуктивно члены комиссии смогут работать вместе. Хороший моральный климат в коллективе – это основа и залог успеха. Так что при отборе в избирательные комиссии учитывались прежде всего индивидуальные, личностные качества претендентов, а не их партийная принадлежность. К примеру, ПКБ (лидер – С.Калякин) считает себя оппозиционной партией и входит в коалицию «5+». Однако ее представителей в окружной избирательной комиссии в Витебской области больше, чем из неоппозиционной КПБ. А в Гомельской области эти партии представлены в равных соотношениях. — Меня удивило, что представительство партий и общественных организаций в окружных избирательных комиссиях Минска намного превышает среднюю цифру по республике… — Действительно, в Минске общественная квота достигла 47 процентов. Наша столица – город, конечно, политизированный. От политических партий выдвигалось до 30 процентов кандидатов в окружные комиссии. В результате отбора партии оказались представлены на уровне 16 процентов, общественные организации – 31. Хорошо, что общественные объединения в основном неполитизированные. Иначе появилась бы опасность превращения рабочего органа в дискуссионный клуб. — Новый виток предвыборной борьбы начинается вокруг выдвижения кандидатов. По каким основаниям тот или иной кандидат может быть не зарегистрирован избирательной комиссией? — Все критерии, по которым потенциальному кандидату в депутаты могут отказать в регистрации, прописаны в законе. Во-первых, кандидатом может быть только гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на ее территории, не моложе 21 года. У него не должно быть ограничений, связанных с неснятой и непогашенной судимостью. Во-вторых, должен быть соблюден принцип добровольности выдвижения. В-третьих, недопустимо использование административного ресурса. Это касается и руководителей госпредприятий, и общественных организаций, и коммерческих структур. Если они будут использовать в интересах своего выдвижения труд подчиненных в рабочее время, это может послужить основанием для отказа в регистрации. Еще одним основанием для отказа в регистрации может быть представление недостоверных сведений о себе или своих доходах и имуществе. Каждая избирательная кампания приносит все новые варианты подобных нарушений. Способы приукрасить себя (приписать образование, которого на самом деле не имеешь, место работы, которое не занимал, и т.д.) разнообразны до бесконечности. Десять дней, за которые надо проверить достоверность всех представленных кандидатом сведений, потребуют от комиссии очень напряженной работы. — Лидия Михайловна, как вы сказали, агитационная кампания начнется с 17 сентября. Но уже сейчас в почтовых ящиках минчан появились листовки с портретами еще не зарегистрированных кандидатов с изложением их программных установок. Можно ли расценивать подобные электоральные изыски как нарушение закона? — Пока рекламирующая себя личность не зарегистрирована как кандидат в депутаты, никаких мер мы принять не можем. А вот когда герой этих листовок будет зарегистрирован как кандидат, с него можно будет спросить, почему он использовал запрещенные технологии. И спросить не потому, что кандидат придерживается оппозиционных взглядов, а потому, что использовал не учтенные, не известные ЦИК средства для своей предвыборной агитации. А в том, что это предвыборная агитация, ни у кого сомнений нет. Кстати, листовок таких много, избиратели нам их приносят, и комиссии подобные досье собирают. – До сих пор выборы у нас проходили более спокойно и организованно, чем в соседних Украине и России. Но политическая ситуация обостряется… Не прогнозируете ли вы неожиданного всплеска черного пиара в текущей парламентской кампании? — Действительно, до сих пор у нас «черные» предвыборные технологии использовались значительно меньше. Это связано с тем, что в кампании не используются личные средства и нет возможности нанять политтехнологов, разрабатывающих методики «удушения конкурентов». К примеру, в России или Литве тратится в десятки, а то и сотни раз больше средств на предвыборную агитацию. Но, на мой взгляд, всплеск черного пиара вполне возможен. Строить кампанию с упором на негатив, на компромат гораздо легче и соблазнительней. — На выборы всегда тратятся значительные средства из бюджета. Как вы относитесь в этой связи к идее бойкота парламентских выборов, которую постоянно озвучивает из своего эмигрантского далека лидер Консервативно-христианской партии БНФ Зенон Позняк? — Хочу отметить, что в нынешней кампании нет проблем ни с финансовым, ни с материально-техническим, ни с организационным обеспечением. Организаторы выборов на местах отмечают, что нынешняя кампания подготовлена лучше предыдущей. Конечно, к идее бойкота я отношусь резко отрицательно. И как гражданин, и как человек, организующий выборный процесс. Труд и средства, затраченные государством на парламентскую кампанию, должны использоваться рационально. И, самое главное, бойкот – это тупиковый путь. Никто не может дать гарантий, что на следующих выборах всех все будет устраивать. К счастью, большинство граждан Беларуси идею бойкота не поддерживает. По данным последних соцопросов, более 70 процентов избирателей не намерены уклоняться от выбора и гражданской ответственности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter