Личный номер: правда и вымысел

На протяжении довольно длительного времени в различные инстанции, включая Администрацию Президента Республики Беларусь, МВД, Национальное собрание и другие, поступают обращения, которые начинаются примерно так: «Мы против личных номеров в паспортах, которые могут быть использованы для вживления чипов в тело человека…»

На протяжении довольно длительного времени в различные инстанции, включая Администрацию Президента Республики Беларусь, МВД, Национальное собрание и другие, поступают обращения, которые начинаются примерно так: «Мы против личных номеров в паспортах, которые могут быть использованы для вживления чипов в тело человека…» Их авторы – верующие граждане, которые отказываются получать национальный паспорт из-за наличия в нем идентификационного номера и просят ввести альтернативный паспорт, не содержащий личного номера, биометрических данных и машиносчитываемых записей. Объяснение заключается в том, что это противоречит их религиозным убеждениям (запрещено Священным Писанием) и нарушает конституционные права. Авторы писем опасаются (согласно апокалипсическим предсказаниям) установления тотального контроля государства над человеком.

Министерство внутренних дел уже неоднократно высказывало свою позицию в этом вопросе, однако подобного рода обращения все равно продолжают поступать. В связи с этим в Департаменте по гражданству и миграции МВД еще раз разъяснили, что на самом деле вопрос о вживлении чипов в тело человека никогда в нашей стране не рассматривался и рассматриваться не будет. Наличие же номера идентификации, или личного номера его владельца, предусмотрено международными стандартами для машиносчитываемых паспортов и закреплено рядом законодательных актов нашей республики. Этот номер представляет собой необходимый элемент, обеспечивающий эффективность учета граждан в государстве. Он признается и успешно используется рядом стран мира, являясь связующим звеном между различными государственными системами учета граждан. Условные номера присваиваются также в системах налогового учета, страхования, здравоохранения и т.д. Это вполне логично, так как людей с одинаковыми фамилией, именем, отчеством и другими персональными данными может быть много. Поэтому очевидна необходимость использования такой условной характеристики каждого человека, которая была бы уникальной и позволяла бы однозначно идентифицировать только этого гражданина. Кроме того, сам по себе личный номер никак не может затрагивать конституционные права и свободы граждан, он не используется для сбора и хранения информации о частной жизни лица без его на то согласия. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что наличие в паспорте номера идентификации нарушает свободу совести, вероисповедания и право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь.

В неменьшей степени обеспокоены некоторые верующие и предстоящим введением биометрических паспортов (содержащих отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза или иные биологические характеристики). Однако этот шаг также никоим образом не означает ущемления их прав и свобод, а направлен в первую очередь на упрощение процедур идентификации личности и повышение уровня безопасности в условиях современных террористических угроз. Происходящие в мире события наглядно доказали необходимость совершенствования процедур пограничного контроля и методов обеспечения авиационной безопасности. Выявление лиц, разыскиваемых за совершение опасных преступлений, без использования современных технологий уже весьма и весьма проблематично.

Поэтому в МВД, глубоко уважая религиозные убеждения заявителей, все-таки надеются на понимание ими того, что поднятая проблема не основание для отказа от использования современных высокотехнологичных методов учета и идентификации.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter