Почему не всегда соблюдается масочный режим в общественных местах

Личность под прикрытием

Второй месяц в стране введены строгие правила ношения масок везде, кроме улицы и дома. Но далеко не все считают нужным им следовать. Корреспондент «НГ» выясняла, насколько серьезно относятся белорусы к безопасности — своей и общественной
Фото Алексея Вязмитинова

Новый дорожный аксессуар

— Наденьте, пожалуйста, масочку как положено, — вежливо обратился ко мне охранник в метро, когда я протягивала руку с проездным к турникету.

Повязка была спущена на подбородок. Не могу в ней по улице в холодную погоду ходить. Задумалась, когда спускалась в подземку, и не поправила. Но в метро сотрудники бдительные. Да и сами всегда показывают положительный пример для пассажиров — и в 6 утра, и после 10 вечера их не подловить без масок.

Впрочем, спускаясь на платформу, сразу подмечаю, что здесь есть несколько человек с открытыми лицами. То ли сумели незаметными проскочить мимо службы охраны, то ли просто сняли маски после. Я тоже могла бы оказаться в их числе, так как из-за повязки на лице вмиг запотевают очки. Хорошая видимость или соблюдение масочного режима? Выбираю второе и пытаюсь разглядеть людей, прищурившись. В поезде некоторые пассажиры едут «без прикрытия». Хотя в перегонах между станциями звучит напоминание: «Паважаныя пасажыры, калі ласка, выконвайце масачны рэжым. Беражыце сваё здароўе!»

К слову, с таким же вниманием к пассажирам относятся и в поездах бизнес-класса межрегиональных маршрутов. Соответствующие просьбы звучат при проверке билетов. В итоге после общения с проводниками в вагонах не остается ни одного открытого носа.

Снудные правила

Аптека, продуктовый магазин, банк и почта теперь встречают пре­дупредительными объявлениями на входной двери. И хотя в очередях каждого из объектов постоянно мелькают явные COVID-диссиденты, замечания в адрес таких людей доводилось слышать редко.

Например, однажды кассир супермаркета отказалась обслуживать молодого человека, который прикрывал рот горнолыжным шарфом-снудом. Пока шла громкая перепалка, образовалась приличная очередь. Сердобольные старушки стали предлагать парню свои маски, лишь бы он поскорее рассчитался. Но никто не хотел отступать! Кассир требовала «подчиниться правилам», парень напирал на то, что его снуд не хуже, чем текстильные повязки у других покупателей, пусть и выглядит иначе. В итоге в конфликт вмешался администратор магазина и проблемный покупатель рассчитался на другой кассе.

А вот в кофейне в центре города мне с ходу заявили:

— Извините, но без маски не обслуживаем.

— А как же вон те люди за столиками, — спросила я, заметив, что все, кто сидел внутри, действительно не прятали свои лица.

— Они соблюдают дистанцию, — пожимая плечами, отвечала бариста.

В небольшом зале три столика впритык друг к другу. За каждым — компании по несколько человек. Причем некоторые посетители находились на расстоянии локтя от чужих людей. Ни о какой социальной дистанции в маленьком помещении и речи не шло. Разве что от девушки, которая готовила кофе за барной стойкой, народ и впрямь находился в двух метрах.

Мне же как человеку, который заказывал напиток навынос, пришлось подчиниться требованию и натянуть марлевую повязку.

Втайне я, безусловно, была рада принципиальности бариста. Ведь по закону ответственность за соблюдение не таких уж пока у нас и строгих правил несут не беспечные посетители, а субъекты хозяйствования. То есть они сами должны контролировать, как выполняются меры бе­зопасности на их территории. Штраф по статье 16.8 КоАП: ИП — до 200 базовых величин (5400 рублей), юрлица — до 500 (13 500 рублей).
Фото Алексея Вязмитинова

Не время расслабляться

Больше всех удивила подруга. Двухлетнюю дочку в церковь и на групповые занятия в образовательном центре не водит с начала пандемии. При этом молодая мама, посещая супермаркет, где возле огромной украшенной елки даже в будние дни неизменно кружит толпа в сотню человек, восклицает: «Надо обязательно привезти сюда малышку!» Родителей, которые думают так же, в стране немало. У нарядной зеленой красавицы много ребятни без масок.

— Читала в интернете, что дети должны дышать свободно. Опасно им эти синтетические повязки на лицо одевать. Да и какой от них толк? Если малыши носятся, потеют и постоянно дергают туда-сюда эти маски? — рассуждает Екатерина, которая привезла в минский ТЦ двоих сыновей-дошколят.

Не боится ли мама за здоровье ребят?

— Мы с мужем коронавирусом уже переболели. Малыши его перенесли практически бессимптомно. Нечего нам бояться, — отвечает женщина.

В целом же торговые площадки в предпраздничной суете рискуют превратиться в главные рассадники болезни. Новогодние распродажи ожидаемо собирают длинные очереди на кассах. В погоне за скидками люди забывают и о масках, и о социальной дистанции, и о том, что стоит как можно меньше дотрагиваться до предметов в общественных местах.

Поэтому в крупных городах регулярно проходят проверки соблюдения правил эпидемической безопасности на рынках, в торговых центрах, общественном транспорте, на предприятиях, точках общепита и других местах. В мобильные группы, как правило, входят представители органов власти, специалисты санитарно-эпидемиологической службы и различных ведомств. Ревизоры обращают внимание и на соблюдение дистанции, наличие антисептиков, своевременную дезобработку помещений.

Так, в Гомельской области в ноябре было проверено 3795 объектов, на 1162 из них были выявлены нарушения. А главный санитарный врач Минска Светлана Ермак, подводя итоги столичных рейдов, заявила:

— В ближайшие несколько месяцев придется соблюдать такой строгий профилактический режим. Эти мероприятия проводятся в соответствии с рекомендациями, которые имеются сейчас в мире.

ЦЕНА БЕЗОПАСНОСТИ

Часто люди, которых можно заметить в общественных местах без масок, заявляют: жалко тратить деньги на такой пустяк. Тем более что эффективность защиты толком никто не обосновал. В какую же сумму обойдется ношение маски каждый день?

Текстильная многоразовая — средняя цена 1,5—2 рубля в аптеке.

Одноразовая отечественного производства — 30—50 копеек за штуку в аптеке.

Респиратор — от 3,5 до  20 руб­лей в зависимости от производителя.

КСТАТИ

Эксперты напоминают: шарфы, банданы и прочие аксессуары не могут выступать средством индивидуальной защиты. Барьером между человеком и вирусами выступает именно маска. При этом важна правильность ее использования: надевать чистыми руками, носить ограниченное время, снимать за веревочки, не прикасаясь к внутренним и внешним поверхностям.

При этом зимой менять маски нужно чаще, чем в теплое время года. При низких температурах выдох становится гораздо теплее, чем окружающая среда. Поэтому повязки быстрее теряют свои барьерные свойства — намокают, на них может образовываться наледь.

В ТЕМУ

Ужасная история произошла в Ленинградской области: пассажиры маршрутки вступили в перепалку из-за того, что один попросил надеть маску другого. В итоге словесная ссора на остановке перешла в драку, которая закончилась поножовщиной со смертельным исходом. Кроме того, в сеть регулярно попадают видео ссор и драк из-за нежелания некоторых людей соблюдать антикоронавирусные меры.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter