О фильме П.Павликовского «Холодная война»

Личное счастье

До 28 ноября в нашем прокате лента П.Павликовского «Холодная война» — фильм открытия недавно проходившего в Минске кинофестиваля «Лiстапад-2018», уже удостоенный Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля в номинации «Лучший режиссер». Картина после проката повернет на оскаровскую церемонию. Напомним, предыдущий фильм «Ида» режиссера был удостоен «Золотого мальчика».

Фото kinopoisk.ru

«Холодная война» не о войне, а о желании быть счастливым в личной жизни. О невозможности получить это счастье, когда против тебя целые системы — государственные, политические, социальные, когда у этих систем свои представления о том, каким оно должно быть то счастье, которое называется «простым человеческим». Характеры энергичной, свободной, талантливой Зулы (Иоанна Кулиг) и сосредоточенного, молчаливого Виктора (Томаш Кот) вполне соотносимы с классическим: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». И точно так же — «не столь различны меж собой», поскольку неодолимая сила притягивает их друг к другу, несмотря на разрывы, расставания, противостояние. Их полное эмоциональное и социальное различие уравновешивается безрассудной и в то же время абсолютно естественной страстью–притяжением, которая и может происходить в молодом возрасте. Эта любовная драма, пронизанная мелодией боли и печали, вполне могла бы походить на привычную мелодраму, тривиальный адюльтер. В этой истории есть многое из того, что привычно укладывается в виденные–перевиденные сюжеты: он, она, любовь, потом чужая жена, чужой муж и опять встречи, и вновь ссоры, и вновь, и вновь. В то же время в фильме есть то, что делает этот сюжет уникальным и единственным, как бывает уникальной и неповторимой каждая человеческая жизнь и судьба.

В кратком, по–минималистски выверенном повествовании, где, кажется, нет ничего лишнего, растянутого, где черно–белый цвет является знаком не только особого стилевого изыска, но и точным образом времени, эта единственность и неповторимость пронизана такой естественностью и правдой, что частная любовная история становится повествованием о целом поколении, о человеческих судьбах разных людей, оказавшихся после войны в не менее жестких тисках тоталитарно–идеологических догм. «Холодная война» — это незримое, необъявленное, но чувствуемое на каждом шагу противостояние человека и системы, ценность эфемерного общего в противовес конкретно личному. Это время умаления права на свое частное пространство. Режиссеру П.Павликовскому свойственно особое чувствование истории, когда сквозь эпохальные потрясения высвечиваются частные драмы, когда камерное и интимное пульсирует и звучит в общем историческом хоре как самое важное, самое громкое, слышимое и бесценное. Не случайно автор посвятил фильм своим родителям.

Экранная история заканчивается как будто счастливо. Зула и Виктор, преодолевшие многое, не раз терявшие друг друга, надорванные и уставшие, обретают долгожданный покой и жизнь, ту самую, что одна на двоих. Но почему–то именно в финале, когда двое после тюрем и мытарств сидят на фоне колосистого пшеничного поля и она не всегда свойственным ей спокойным голосом предлагает перейти на другую сторону, потому как «там лучше видно», внезапно возникший ком перехватывает всю тебя, и ты вновь ощущаешь эфемерность кажущегося покоя. После финального эпизода зал Каннского фестиваля аплодировал несколько минут стоя.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter