Личное дело

Грейс Джонс «Hurricane» (9 треков)СD–обзор ушами Сергея Пукста

Грейс Джонс «Hurricane» (9 треков)


Собственно говоря, Грейс Джонс принадлежит к той культуре, которая оказалась по разным причинам недоступна советским — постсоветским любителям поп–музыки. Не в силу того, что она была «не разрешенной», а потому, что короткая стрижка, сделавшая певицу практически бесполой, и низкое контральто, по частотам почти совпадающее с мужским голосом (что, вероятно, и сделало ее любимицей гей–комьюнити), едва ли пришлись бы нам по душе. Тем не менее на Западе ее андрогинный имидж с легкой руки стилиста Жана–Поля Годе стал достаточно заметным явлением в начале 80–х. А регулярное появление рядом со знаменитым Энди Уорхолом создало певице культовый статус, который требовал ежедневных «жертвоприношений». И в 1985 году Джонс снялась в роли девушки Бонда в очередном фильме про агента 007 «Вид на убийство». Наиболее известная композиция в ее исполнении — незатейливая дискообработка Libertango на музыку Астора Пьяццолы — до сих пор поражает воображение доверчивых слушателей своим упадническим шиком.


Несмотря на долгое отсутствие на мировой музыкальной сцене (в 90–е певица записала два так и не увидевших свет альбома), Грейс продолжала пользоваться уважением коллег по цеху. В 2002 году она выступает вместе с Лучано Паваротти в серии концертов «Паваротти и друзья», а в 2007–м проговаривается в интервью, что записала 23 трека вместе с замечательными людьми, среди которых фигурировали такие звезды, как знаменитый «электронщик» Трики и гуру электронной музыки Брайан Ино. В апреле того же года появилось довольно зловещее видео на песню с соответствующим названием Corporate Cannibal. Так же планировалось назвать и долгожданный альбом. В конце концов в октябре 2008 года на суд слушателей был представлен диск с измененным названием Hurricane.


Первая композиция, энергичная This is, начинается со страстного речитатива, сменяющегося в припеве знаменитым контральто, которым певица в свое время пыталась на равных петь с маэстро Паваротти. Следующую автобиографическую Williams’ Blood отличает мелодически яркий запев, по мелодике напоминающий ее лучшие работы начала восьмидесятых. Вскоре, однако, композиция опасно усложняется и заканчивается цитатой из знаменитого христианского гимна Amazing Grace, думаю, игра слов понятна: идея текста сводится к тому, что в жилах самой Грейс течет кровь не ее проповедника–отца, а ее дедушки Уильямса, который был джазовым музыкантом, любителем выпивки и женщин. Третья, уже упоминавшаяся ранее, композиция Сorporate Cannibal отличается настойчиво нарастающим напряжением, которое тем не менее вполне уместно перетекает в мелодичную, довольно расслабленную и опять же очень личную I’m Crying (Mother’s Tears). Далее следует неожиданно сложный реггей Well, Well, Well, сменяющийся заглавной Hurricane, в которой без труда угадывается фирменная манера знаменитого соавтора Грейс Джонс — Трики. Песня наполнена потусторонними шумами, запредельным шепотом самого Трики и выражает важную для певицы мысль о том, что женщина может всё. Потом следует, как мне кажется, более сильная и странно красивая композиция Love You to Life. Далее мы слышим еще более щемящую благодаря электронным струнным и предсказуемо сентиментальной мелодии песню Sunset, Sunrise. Завершает альбом помпезная и «финальная» по мелодике, но отнюдь не самая интересная в альбоме вещь Devil in My Life.


Певице следует отдать должное: в свои шестьдесят (!) она старается звучать актуально. Альбом производит свежее впечатление. Возраст практически не отразился ни на ее низком голосе, ни на страстной манере исполнения. Но не в этом основа ее творческой удачи.


Казалось бы, главная задача подобных публичных проявлений экс–поп–героев в наше время — не потерять очарование идола. Не показать, что ты исчерпан как образ. Дать понять, что поклонялись не зря.


Для этого нужно сделать один цирковой трюк. Узнаваемо измениться, не изменяя идеалам молодости. Поскольку образ Грейс всегда был подчеркнуто «инопланетным» и практически антисексуальным, то в шестьдесят лет ей, конечно, существенно проще не изменять своим идеалам, чем извивающимся старичкам из «Роллинг стоунз».


Просто в этом альбоме описанная схема дает сбой — сквозь проработанный годами образ и голос проступила ее личная история.


Именно поэтому Hurricane — одна из самых лучших ее работ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter