"Либерализация валютного курса - первый шаг на пути к реструктуризации белорусской экономики", - эксперт

В середине сентября дополнительные торги на валютной бирже определят рыночный обменный курс белорусского рубля. Как подчеркнул Президент Александр Лукашенко, наведение порядка на валютном рынке лишь малая толика того, что предстоит сделать в ближайшее время. По словам главы государства, мы научились сеять, убирать, строить, но разучились считать деньги.

В середине сентября дополнительные торги на валютной бирже определят рыночный обменный курс белорусского рубля. Как подчеркнул Президент Александр Лукашенко, наведение порядка на валютном рынке лишь малая толика того, что предстоит сделать в ближайшее время. По словам главы государства, мы научились сеять, убирать, строить, но разучились считать деньги. Между тем в условиях жесткой конкуренции прибыль и рентабельность производства становятся главным мерилом успеха. Кандидат экономических наук, доцент Александр Подгайский считает, что либерализация валютного курса должна стать первым шагом на пути к реструктуризации нашей экономики.

— Решение о выходе на свободное курсообразование национальной валюты сделает рынок более предсказуемым, появится возможность законно, без всякого ажиотажа приобретать валюту тем, кому она будет по карману, — считает эксперт. — Понятно, что курс доллара в его теневых сегментах сегодня завышен и при грамотной монетарной политике его можно снизить. Но для предотвращения сильных скачков курса необходимо поддерживать его валютными интервенциями, сбивая повышенный спрос, и постепенно выходить на единый равновесный курс. Надеюсь, у Нацбанка хватит валюты для таких интервенций. Невозможно угадать, каким сложится этот курс. По логике, он должен находиться где-то посередине между сегодняшним официальным и тем, который есть сейчас на “черном” рынке.

— Предположим, равновесный курс установился. Что дальше? Какие меры следует предпринять правительству, чтобы в будущем ситуация не повторилась?

— Основной проблемой для нас по-прежнему остается проблема промежуточного импорта. Три четверти всех импортных поступлений приходится на нефть, газ, сырье, материалы, причем во всевозрастающих объемах и ценах. Чем больше мы наращиваем производство, тем больше тратимся на импорт. Надо всеми силами снижать материалоемкость и энергоемкость продукции, сокращать сырьевую составляющую и увеличивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. От неэффективных убыточных, невостребованных производств необходимо отказываться и взамен разворачивать более наукоемкие производства.

— А как же политика импортозамещения? Ведь мы действительно тратим много валюты на покупку тех товаров, которые можем произвести сами. Смешно сказать: при такой мощной нефтехимии завозим детские горшки из Польши...

— Производство таких низкотехнологичных товаров — хорошая ниша для малого бизнеса. Это мировая практика. Малые частные предприятия более мобильные, они легко перепрофилируются, приспосабливаются к требованиям рынка. У нас нефтехимический комплекс — это экспортно-ориентированные, градообразующие предприятия-гиганты, рассчитанные на производство определенного круга товаров. Они объективно  не способны обеспечить нас такого рода товарами. Выпускать подгузники, расчески, лопаты, топоры, электротовары и прочее — этим вполне может и должен заниматься частный бизнес. 

— Повышенный потребительский спрос, турбулентность на валютном рынке и девальвация рубля подстегнули инфляцию — за восемь месяцев она составила почти 50 процентов. Как сдержать рост цен?

— Основным двигателем инфляции, на мой взгляд, стала кредитная экспансия, накачка дешевыми деньгами реального сектора экономики, в том числе неэффективных, убыточных предприятий. А зарплаты и пенсии сыграли тут второстепенную роль. Искусственно сдерживать цены правительство не может, поскольку мы находимся не в закрытом экономическом пространстве и уровень цен для нас фактически задан извне. Начнем их снижать, и через несколько месяцев полки в магазинах будут пустые, вывезут все. Нам придется адаптироваться к новым внешнеэкономическим реалиям.
Надо четко понимать, что уровень жизни может расти либо за счет того, что займем и проедим, либо за счет повышения эффективности всей экономики. Третьего не дано. Значит, надо повышать производительность труда, делать экономику эффективной, больше производить и продавать. Тогда будут расти и доходы населения.

В свою очередь Нацбанк должен сдерживать инфляцию повышением или понижением процентных ставок. Курс рубля при этом должен быть совершенно свободным. Например, инфляция повысилась, Нацбанк принимает решение о повышении ставок. И наоборот. Это позволит бизнесу более точно прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед и снижать затраты.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter