Внук погибшего воина собирается приехать на его могилу в Лиозненском районе из Казахстана

Лейтенант Байгабылов погиб под Лиозно

Внук погибшего воина собирается приехать на могилу деда в Лиозненском районе из Казахстана
Многих жителей бывшего Советского Союза разлучила Великая Отечественная война. Некоторые лишь накануне 70–летия Великой Победы нашли могилы погибших родственников. Одной из таких историй с нашей редакцией поделился 52–летний юрист из Астаны Ойбек Карин. Он написал, что нашел место захоронения своего деда — лейтенанта Шаима Байгабылова, уроженца села Ортакшиль Акмолинской области Казахстана. Как оказалось, он похоронен в братской могиле в деревне Погостище Лиозненского района. Накануне Дня Победы Ойбек впервые там побывал.



— В 10–летнем возрасте я был любопытным мальчишкой, — вспоминает Ойбек. — Когда моя бабушка Рахима открывала старинный казахский сундук «абдре», не мог удержаться, чтобы не заглянуть в него. Однажды я увидел там пожелтевшую бумагу, на которой чернилами было выведено: «Командир взвода Байгабылов Шаим погиб под Витебском, деревня Мерзляково». Когда я спросил у бабушки, кто это, она заплакала...

У Шаима Байгабылова был старший брат — Бимагамбет. Тоже — ветеран Великой Отечественной. Он умер в 1992–м. Когда был жив, Ойбек, родившийся и выросший в селе Ортакшиль, часто ездил с ним косить сено. Его–то парнишка и уговорил рассказать о родственнике, не вернувшемся с войны. Бимагамбет поведал, что брат с детства был любознательным и ответственным. А еще очень хотел учиться. Поэтому и уехал из родного села в Котырколь. Сегодня это — живописный поселок неподалеку от курорта Боровое в Казахстане. Бимагамбет уговаривал брата вернуться, но тот продолжил учебу в лесном техникуме. После стал работать в Акмолинске (сейчас — Астана. — С.Г.) вместе с «большим начальником» Жумабеком Ташеневым, которого позже назначили председателем Совета Министров Казахской ССР. Когда началась Великая Отечественная, Шаим работал заместителем председателя облисполкома. У него была бронь, и он не должен был попасть в действующую армию. Но сам просился на фронт. Ташенев отговаривал, убеждал, что парень молод, что он должен помогать родным. Однако в 1942–м в возрасте 22 лет Шаим Байгабылов был призван Макинским районным военкоматом и стал красноармейцем. А весной 1944–го в Ортакшиль пришла похоронка... Бимагамбета вызвали в Акмолинск. Ташенев выразил ему соболезнование и передал деревянный сундук с вещами брата. Его кожаная тужурка и фуражка долго хранились в семье...

В селе Партизанка, что в пяти километрах от Ортакшиля, Шаим Байгабылов значился как без вести пропавший. Карину это не давало покоя. Не может солдат кануть в неизвестность! Ойбек всегда хотел отыскать могилу деда. Но долгое время в селе не то что интернета — даже телефона не было! В итоге он все же написал запросы в Центральный архив Министерства обороны России, что в Подольске, а позже — в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Беларуси. Ойбек не скрывает, что очень благодарен работникам этих учреждений за полученные ответы:

— Я узнал, что дед служил командиром взвода противотанковых ружей 159–й стрелковой дивизии. Погиб в Беларуси, у деревни Мерзляково Лиозненского района. Позже братскую могилу оттуда перенесли в соседнюю деревню Погостище, что в Крынковском сельсовете. В подтверждение мне прислали копию из «Книги Памяти», карту района, фото воинского захоронения. Я тронут внимательным отношением белорусов. Благодарен, что они ухаживают за могилами солдат, погибших в Великую Отечественную, независимо от их национальности. Это очень хороший пример для молодежи. Особенно сейчас, когда на Западе некоторые пытаются принизить роль многонационального Советского Союза в разгроме фашизма.



Побывать на могиле деда, погибшего при освобождении Беларуси от немецко–фашистских захватчиков, Карин всегда считал своим долгом. Эту мечту он осуществил накануне 70–летия Великой Победы. Во время своего неблизкого путешествия он установил в Погостище памятник деду. А пока ждал трогательной встречи с белорусской деревней, даже песню о ней сочинил:

Подходя к обелиску,

Ты чувствуешь дрожь — стынет кровь.

Солдаты, покоясь в полной тиши,

Словно привета ждут от живых.

Ты запомни эти места навсегда,

Не забудь, кто тебе жизнь подарил...

Погости еще — не спеши.

Вспомни дни той войны, пепелища.

Поклонись белорусской земле

И деревне с названьем Погостище...

Компетентно

Людмила Иванова, председатель Крынковского сельсовета:

— На территории нашего сельсовета находятся 9 воинских захоронений, где покоятся 16 тысяч советских солдат. Родственники некоторых из них навещают мемориалы. Они приезжают из Москвы, Киева, Смоленска, Хабаровска, Казани, Нижнего Новгорода, Павловска. Устанавливают там индивидуальные памятники. В нынешнем году в День Победы у нас были гости из России, Узбекистана и Казахстана. Многие приехали впервые. К слову, в Погостище, где похоронены 2.400 красноармейцев, к 9 Мая мы посадили аллею памяти из 70 сосен.

Мнение по теме

Андрей Гомонов, смотритель музея боевой славы Крынковской средней школы, руководитель военно–исторического клуба «Багратион»:

— Лиозно от немецко–фашистских захватчиков освободили 10 октября 1943 года. Затем фронт на территории района встал на долгие 9 месяцев. Вплоть до освободительной операции «Багратион». Можно предположить, что Шаим Байгабылов погиб во время одной из неудачных операций по освобождению Витебска, которых с ноября 1943 по март 1944–го было одиннадцать. Официальные потери Красной Армии на Лиозненщине за тот период — 300 тысяч человек! Но судя по тому что у противника в условиях эшелонированной обороны — 500 тысяч, в достоверность этих цифр верится с трудом. К сожалению, до сих пор большая часть информации о тех событиях хранится под грифом «Секретно».

svg–vt@mail.ru

Фото автора и из семейного архива Ойбека Карина.

Советская Белоруссия № 97 (24727). Вторник, 26 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter