"Летучий голландец"

В чемпионате первой лиги уже прошло два тура.
В чемпионате первой лиги уже прошло два тура. Отметим, что еще до его начала любителей футбола подстерегали две не очень приятные новости.

Сначала стало известно, что от участия отказался один из прошлогодних фаворитов - "Лунинец", а потом из штаба мозырской "Славии" сообщили, что не состоится дебют в 1-й лиге дочерней команды клуба - минского СКАФа, которая банально распущена. В Мозыре посчитали, что лучше саккумулировать все средства для "Славии", перед которой в текущем сезоне стоят весьма высокие задачи. Против этого решения трудно найти возражение, а вот судьба лунинецкой команды требует разбора, включающего и исторический ракурс.

Телезрители белорусского "Третьего тайма" и я среди них были немало удивлены, что на протяжении почти двух футбольных сезонов эфир заполняли репортажи из Лунинца. Такую любовь и внимание республиканского телевидения к одной команде объяснить сложно, тем более что в остальные города и веси 1-й лиги камеры практически не заглядывали. Возникло ощущение этакого феномена становления лунинецкого футбола, чем-то напоминавшего бум на заре суверенных чемпионатов вокруг стародорожского "Строителя", мечтавшего играть не меньше чем с мадридским "Реалом", амбиции осиповичской "Свислочи-Кровли" и некоторых других.

В отделе физкультуры и спорта Лунинецкого райисполкома с гордостью вспоминают ажиотаж вокруг футбола, 5 тысяч зрителей, собиравшихся на матчи, продолжающуюся реконструкцию стадионных трибун и т.д. Город и район чем могли помогали команде. В этом году заложили в бюджет сумму, равную заявочному взносу. Понятно, что необходимые клубу на сезон 150 - 180 млн. рублей здесь найти не могли и надеялись на помощь минских и московских спонсоров команды. Но те почему-то решили перебазироваться в Жодино.

Настало время первой ремарки: за "Лунинец" играли двое местных парней, остальные футболисты вместе с тренером Яковом Шапиро гостили в райцентре только в дни матчей чемпионата. Осенью тихо, по-английски, они оставили гостеприимный, но небогатый городок, честь которого защищали два сезона.

Теперь вернемся к истокам. Вы помните симпатичную минскую команду "Атака", взращенную Яковом Шапиро и завоевавшую себе место в высшей лиге, а затем и право играть в Кубке Интертото? Тогда-то в названии команды прибавилось слово "Аура" с легкой руки одного из меценатов белорусского футбола Леонида Стагановича.

Не знаю, какая кошка пробежала между ними спустя некоторое время и была ли та кошка, но за неотложной и скорой помощью наставник "Атаки-Ауры" обратился в самую мощную по тем временам футбольную структуру - минское "Динамо", где и получил временное прибежище. Не хочу ворошить старое, но понятно, что четвертому ребенку в семье, где в ту пору уже не было достатка ни "Динамо-93", ни "Молодечно", "Атаке-Ауре" доставались крохи.

Как рассказывал чуть позже находящийся ныне далече от Беларуси динамовский хозяин, его "кинули" по всем правилам постсоветского бизнеса. В итоге "Атака-Аура" слилась в экстазе с борисовским БАТЭ, завоевавшим путевку в высшую лигу и... почила в бозе, казалось бы, навсегда. Лучшие игроки закрепились в БАТЭ, а оставшиеся не у дел через небольшой промежуток времени по приказу своего воспитателя-главнокомандующего направились в Слоним с грандиозными планами и намерениями. Однако в этом тихом и уютном городе у местных заказчиков футбольной музыки было много слов и мало денег, что и послужило причиной очередного разрыва не успевшего толком сложиться альянса.

Следующей географической точкой, куда причалил "летучий голландец" с остатками "Атаки", стал Лунинец. Здесь футбольных флибустьеров приняли с распростертыми объятиями. Два сезона продолжался трепетный роман местного руководства с капитаном и матросами бригантины. Но для полного счастья и долгих семейных отношений у хозяев не хватало средств, а тех, у кого они были, чем-то не устраивал далекий от столицы Лунинец. Вот так в этом сезоне якорь оказался брошенным в Жодино.

Не хочу морализировать на эту тему. Сегодня даже школьнику понятно, что создать и содержать футбольную команду стоит больших денег. Да и жить одними прожектами в современном футболе просто невозможно. Нельзя осуждать игроков, которые должны зарабатывать себе на хлеб насущный, и неважно где: в Слониме, в Минске или в Лунинце. Понятны отцовские чувства тренера, воспитавшего плеяду интересных футболистов, его желание подольше сохранить их рядом с собой, потому-то он и колесил с ними по стране, как известный призрак коммунизма бродил по Европе, в поисках лучшей доли и спонсоров. Хотелось бы, чтобы в Жодино им повезло. Но все же не совсем этично при всех возникающих трудностях поступать так, как это произошло в Слониме и Лунинце - "мы уходим, а за нами хоть трава не расти". Надо, как учил Станиславский, любить не себя в футболе, а футбол в себе. Тогда ты будешь понят и уважаем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter