Летописцы и ковбои

Книжный  навигатор

Iван Шамякiн. Летапiсец эпохi. Успамiны, iнтэрв’ю, эсэ. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2010.


Очередной том серии «Жыццё знакамiтых людзей Беларусi» посвящен личности Ивана Шамякина.


Интересно, что том открывается статьями дочерей писателя — каждая по–своему вспоминает об отце. О себе рассказывает и сам Иван Петрович — публикуются его интервью, отрывки из дневников. Некоторые дневниковые записи, кстати, печатаются впервые. Для тех, кто изучает творчество Ивана Шамякина, подарком окажется не публиковавшийся ранее рассказ «Выпрабаванне пачуцця». Шамякин написал его в 1945 году, еще не вернувшись из армии в Белоруссию, где ждала жена с маленькой дочерью. Рукопись хранилась в личном архиве Виталия Витки. Молодой автор прислал ее в 1946–м Витке, когда тот работал ответственным секретарем журнала «Беларусь», и получил ее обратно аж в 1971 году... Почему рассказ не был напечатан? Возможно, потому, что он очень неформальный, без пафоса и героизма: раненый на фронте солдат знакомится в госпитале с красивой женщиной. Любовь, страсть... Но в оккупированной Белоруссии у героя остались жена и сын, от которых никаких вестей... К кому возвращаться после войны?
Как и любой том этой серии, книга об Иване Шамякине заслуживает, чтобы быть в каждой белорусской библиотеке, в том числе и домашней.


Евгений Гришковец. А.....а. Повесть. Москва, Махаон, 2010.


Читая книги Гришковца, так и слышишь текст в авторском чтении... Новый роман — не исключение. Говорить о нем, как водится, начали заранее, для того и название мудрёно: пять точек между двумя «а». Расшифровывается просто: «Америка». Конечно, Евгений Гришковец описывает не Америку, точнее, Соединенные Штаты, а наши представления о стране Элвиса, ковбоев и девочки Элли. А представления эти иногда наивны, иногда дики, но всегда нереальны, рождены стереотипами из голливудских фильмов и рекламных роликов. Часто ли вы задавали себе вопрос, а почему это инопланетяне согласно голливудской продукции приземляются именно в Америке? Куда идут усталые герои вестернов, перестреляв очередных злодеев в очередном городке? И как можно сочувствовать герою, который плачет, что обнищал и ему стыдно привести домой девушку, если у него есть этот дом, и даже двухэтажный, и машина есть? Гришковец, как всегда, ведет с читателем доверительный диалог, рассказывая эпизоды из своей жизни — так, чтобы нас периодически посещала радость узнавания: о, и у меня так же бывает! И я так думаю! Конечно, много лет эксплуатируемый прием уже привносит налет скуки, иногда кажется, что автор как–то второпях пытается принудить себя к полюбившемуся читателям доверительно–проникновенному тону... Ну а в чем мораль? Что мифы развеиваются? Возможно, и в этом... Что человек всегда создает себе мифы? И об этом тоже...


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter