Летопись времени

Об архитектуре

В незапамятные времена некоторым приходилось переодеваться и всячески маскироваться, чтобы беспрепятственно узнать мнение народа по тому или иному поводу. Во всяком случае, для порядочных героев старинных сказок это было обычным приемом сбора информации, когда важным было докопаться до самой сути... Сегодня Интернет с его многочисленными блогами практически любому дает отнюдь не сказочную возможность узнать максимальное количество точек зрения на любую проблему. Или обнаружить проблему там, где ее, казалось бы, не должно быть.


За погодой в нашей блогосфере я слежу с интересом не меньшим, чем за сменой ситуации на новостных сайтах. Безоблачной эта погода бывает редко в принципе — сейчас многие для того и заводят ЖЖ, чтобы иметь отдельную дискуссионную площадку. Причем не только для обсуждения мировых кинопремьер, книг или музыкальных дисков. В последнее время, например, один из лидирующих объектов минской блогосферы (по числу созданных вокруг него тем для обсуждения) — Национальный театр оперы и балета. Причем поводом для эмоциональных диспутов там становятся отнюдь не премьерные спектакли. Настоящие страсти разгораются там, где на первый взгляд их едва ли стоило ожидать.


С появлением каждой новой скульптуры на фасаде здания оперного театра минские блоггеры начинают одержимо выяснять, к какому архитектурному стилю тяготел Иосиф Лангбард, воплощая свой грандиозный замысел на Троицкой горе. И насколько уместны там изваяния античных богов и богинь, «назначенные» символами национальных оперы и балета... Не поверите, но горячность этих споров раззадорила меня настолько, что я даже отправилась не в Интернет, а в библиотеку, чтобы решить, заслуживает ли эта тема столь пристального внимания... Вообще–то заслуживает. Хотя у бронзового Аполлона немало аргументов в пользу того, чтобы быть там, где его недавно установили. Тем не менее фигура Аполлона у многих блоггеров вызывает сложные чувства.


— С точки зрения абстрактной архитектуры эти скульптуры вполне могут украшать фасад нашего театра, — считает доктор архитектуры, профессор БНТУ Армен Сардаров. — Модному в начале века стилю арт–деко, социалистическая версия которого оформилась в конструктивизм, античные изваяния не противоречат. Другой вопрос, этично ли это по отношению к Лангбарду?


Хотя на некоторых эскизах знаменитого архитектора (создавшего, кроме здания театра оперы и балета, еще и такие символы Минска, как Дом офицеров, Дом Правительства и главный корпус Академии наук) наброски скульптур действительно имеются, доподлинно неизвестно, сам Лангбард отказался от этой идеи или ему не позволили ее реализовать. Тем не менее лаконичная архитектура — его фирменный стиль. «Лучше не знать, как украсить здания, чем сделать в них лишнее», — бывало говаривал Иосиф Григорьевич своим ученикам... Так или иначе, а золотящиеся в лучах солнца боги — это уже не совсем Лангбард. И основания считаться памятником архитектуры у радикально обновленного здания театра, пожалуй, уже не столь бесспорны...


Как утверждает популярный интернет–ресурс «Глобус Беларуси», за так называемый постперестроечный период Минск лишился более 100 аутентичных памятников архитектуры. И не только Минск... Единственный в Беларуси готический храм — Троицкий костел в Ишкольди, покрытый металлочерепицей, не вполне убедителен для памятника XV века, которым считается. Теперь вот Коложскую церковь, «уникальный образец православной архитектуры XII века», как ее отмечают в путеводителях по Гродно, решено восстановить по образцу похожих культовых сооружений, хотя законсервировать ее в качестве древнего архитектурного памятника, наверное, было бы логичнее... В конце концов, архитектура — это еще и летопись времени. «Переписать» ее порой проще, чем сберечь. Но сохранение архитектурных артефактов — вопрос не только туристический, отчасти еще и научный. Семь раз отмерить и проверить — лучший девиз для портных и реставраторов. Ведь сотни памятников культуры еще ждут своей очереди на реставрацию...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter