Журналист «Р» побывала в уникальном детском доме и убедилась: чем больше семья, тем веселее в ней живется

Лето в Больших Летцах

—Я плавал, как босая акула! — трехлетний Мишенька рассказывает о своих летних впечатлениях, картавя и от спешки проглатывая буквы.

— А я только один лаз купался, — включается в диалог его старший друг. — А потом меня мама заблала, а тепель бассейн уже сдулся…




Воспитатели Великолетчанского детского дома, который находится в десятке километров от Витебска, переводят слова своих подопечных: когда была жаркая погода, старших воспитанников водили купаться и загорать на озеро — оно в сотне метров. А вот детсадовцы плескались в надувном бассейне. Теперь сезон купания для них закрыли, но малышня не скучает: устраивают велогонки по асфальтированным дорожкам и лакомятся яблоками из собственного сада.

— В придачу к старым деревьям посадили около сотни молодых — карликовые яблоньки уже третий год приносят урожай. У нас есть и свои огурцы, томаты, кабачки, морковка, капуста, — рассказывает директор детдома Вера Дук. — На первое время хватает, а на зиму овощами безвозмездно снабжает фермерское хозяйство «Вармас».


Мы идем на огород — он занимает примерно полгектара. Я оцениваю: урожай — что надо. Чистые посевы, ровные борозды. Большие луковицы выворачиваются наружу, краснеют томаты, длинные кабачки загораживают проход. На участке трудятся мальчишки. Даниил Жаворонков бурчит:

— Осторожно, грядки мне тут не потопчите, — мальчика недавно назначили командиром «фруктово-овощного» отряда.

Каждое утро пацаны в зависимости от запланированного меню получают на кухне особое задание от шеф-повара: что принести с огорода. Вот сегодня на обед, например, ожидаются гороховый суп, голубцы и кисель. Нужны капуста, морковка, яблоки для компота на следующий день. Задача ответственная — отобрать лучшие экземпляры, помыть, выбраковать «неликвид».



Нарвать яблок мальчикам с удовольствием помогут старшие девчонки: они как раз занимаются прополкой сада. Ну а сделать столовую уютной вполне под силу их младшим подружкам: девочки 10—12 лет заботливо обихаживают клумбы — заодно нарвут цветов для настольных вазочек.

— У каждой семьи есть своя клумба. Мы даже конкурс проводим — чья самая красивая, — объясняют воспитатели особый интерес юных цветоводов. — И растут цветы не только на улице: в каждой квартире — своя оранжерея.

Квартиры, семьи, родители… Может, это вовсе и не детский дом?

— Да, наш детдом особенный, — улыбается Вера Дук. — Во-первых, он один из самых больших в стране — тут воспитываются свыше 100 детишек. Во-вторых — и в-главных — его комплектование и работа организованы по принципу сохранения семейно-родственных связей между детьми. Наши воспитанники — это братья и сестры, которые лишились родительской опеки. Все они в основном из бывших многодетных семей. Здесь они также живут семьями, независимо от своего возраста (кроме детсадовцев). В каждой детдомовской семье — несколько биологических, в целом — 10—12 человек. В-третьих, у нас действуют система самоуправления и программа «Ответственность» — ребята заинтересованы в порядке и дисциплине. Сами решают, кого наказать за баловство и не пустить, скажем, на дискотеку. А кого, наоборот, за добрые дела поощрить лишним часиком развлечений в новом компьютерном классе, где установлены 10 мощных машин — это подарок государственного секретаря Союзного государства Григория Рапоты.


В семье "Дружба" на стене целая фотогалерея

Еще одна необычность, замечаю, в том, что в детдоме работает очень много мужчин — в каждой семье есть папа и мама (в том числе 4 семейные пары). Социальный педагог и заместитель директора тоже представители сильной половины.

Чтобы познакомиться с необычной жизнью обычных ребятишек, меня приглашают в семью под названием «Дружба». «Папа» и «мама» здесь — супруги Андрей и Оксана Третьякевич. На стене — целая фотогалерея их бывших «семей». В том числе и нынешней жизни вчерашних выпускников. Вот «родители» на свадьбе Юлии Лайко, а здесь Маша Лапицкая пригласила на крестины своего первенца.

— У меня в Одноклассниках, ВКонтакте, скайпе и Фейсбуке — десятки бывших воспитанников, — объясняет профессиональный папа. — Держим постоянную связь, приезжают в гости, зовут на праздники. Вот сейчас огурцов дома уродилось много. Еду в город, звоню Ане — она недавно замуж вышла, ребенка родила. Знаю, что сложно молодой семье без родительской поддержки. Говорю: выйди из подъезда, завезу гостинец. Да что тут говорить: все дети как свои. Бывают даже и курьезные случаи, когда ребята в соцсетях ставят мне статус «отец». Родственники и друзья часто потом интересуются: откуда у тебя, мол, такой маленький сын, если ваши с Оксаной дети давно выросли? Приходится объяснять. Но не всем дано понять, что работа может просто стать жизнью.


Итак, экскурсоводы по «Дружбе» (а есть еще «Вера», «Надежда», «Любовь», «Солнышко», «Сябры» и другие) — сами ребята. Они с гордостью показывают мне свои хоромы. На 13 человек, в числе которых представители четырех семейств в возрасте от 6 до 17 лет, просторная добротная квартира из трех комнат. Две спальни — для мальчишек и девчонок. И одна большая гостиная — здесь играют, делают уроки, смотрят телевизор и… разговаривают по скайпу с итальянскими родителями.

Да-да, социальное учреждение традиционно поддерживает тесную связь с итальянцами, которые приглашают к себе воспитанников Великолетчанского детского дома по три раза в год: летом, на Рождество и Пасху. Во избежание каких-либо инцидентов для координации действий за рубежом с ребятами обязательно делегируют и одного из воспитателей.

— Интересные они люди, с особым менталитетом, — отмечает заместитель директора Леонид Дук. — Иногда так привязываются к нашим деткам, что жить без них не могут. Вы посмотрите — даже малышня тут с телефонами и планшетами бегает. Помогают и тем, кто уже достиг совершеннолетия, но отказался уезжать к ним в Италию. Вот недавно нашей Ирине, которая после детдома окончила училище, а затем колледж связи, семья пенсионеров-итальянцев купила в новом микрорайоне Витебска двухкомнатную квартиру. Решили, что положенной ей от государства «однушки» будет мало — вдруг девочка замуж выйдет? Ремонт тоже профинансировали. А видели бы вы, как они от радости плачут, когда приезжают к нам своих «детей» проведывать! Жаль, что биологические родители даже десятой доли таких чувств не испытывают.


Разговор прерывает юркая симпатичная девчушка, которая мчится по коридору с веником наперевес.

— Тебя как зовут? — торможу ее на ходу.

— Олька! — весело звучит в ответ.

Ольке 12 лет. В детдоме около полугода. Вместе с ней — двое младших братьев и сестричка Маша. Новая знакомая только-только с сестрой вернулись из Италии, теперь вот решили у себя в комнате порядок навести. Что видели за границей?

— Горы, море и много чего другого. Но домой все равно хотелось… Мама вчера нас проведывала. Принесла лимонад, чипсы, кукурузные палочки, — с гордостью перечисляет лакомства.

— Сгущенку! Сгущенку назвать забыла! — включается в разговор подбежавшая к нам Маша. — Вы посмотрите, какую мне прическу итальянцы сделали! — вертится перед глазами семилетняя малышка.

Стрижка и вправду классная. Жалко только, что подружки пока еще в летнем оздоровительном лагере отдыхают, — похвастаться особо некому.


Но к новому учебному году в детдоме соберутся все. И каждому найдется что рассказать своим друзьям.

— Практически все дети поочередно успели побывать или в санатории, или в лагере, или в Италии, — рассказывает Вера Дук. — Тот, кто оставался здесь, тоже не скучал: детдом работал по летнему оздоровительному режиму. Отдыхали, ездили на «Славянский базар». Конечно же, в меру сил и возможностей дети помогали ухаживать за растениями, убирали территорию — к труду привычны. Хотят быть такими, как все. Только не всегда это получается. Нас пугает, что иностранцы приучают их к беззаботной жизни, но ведь и мы сами иногда им в чем-то вольготные условия создаем. Например, многие детдомовцы удивляются тому, что им необязательно служить в армии. А ведь они, испытав вкус солдатской жизни, возможно, там и на контракт остались бы. Кстати, за последние годы около 40 наших выпускников смогли окончить вузы, среди них есть врачи, офицеры Вооруженных Сил, сотрудники Следственного комитета и Комитета госконтроля. Поэтому вторая проблема — практика закрепления жилья за социальными сиротами по месту жительства их неблагополучных родителей. Согласитесь, не каждый может устоять, если его вернуть в пагубную среду.

Еще один интересный факт — в этом детдоме не бывает попыток побегов. Скорее, наоборот: бегут… в детдом. Отвез как-то Андрей Третьякевич двух выпускников, Мишу Авчинника и Женю Баранка, в лепельский лицей, а сам поехал в аэропорт детишек из Италии встречать. Пока сделал круг — Мишка с Женькой уже опять в детдоме. Все свои «командировочные», оказывается, на маршрутку потратили. Пришлось после профилактической беседы повторно «за профессией» отправлять.

В эти дни в уникальном детском доме прощаются со своими выпускниками. Их семеро, уезжают учиться. Педагоги вместе с попечительским советом готовят «приданое». Чтобы было с чего начать взрослую жизнь. Пусть она будет счастливой.

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter