Лето, которое год кормит

Полевые работы в колхозе имени Орджоникидзе Смолевичского района ведутся в комплексе.
Полевые работы в колхозе имени Орджоникидзе Смолевичского района ведутся в комплексе. Здесь уже начался сев озимых.

- Спасибо за подарок, - улыбнулся тракторист Сергей Козловский, когда фотокорреспондент "СБ" закончил съемку.

- ?!

С председателем колхоза мы переглянулись: он ничего не понял, я - тем более. Напарник Козловского Денис Голодок пояснил

: - У Сергея сегодня день рождения. "Стукнуло" 32...

После крепких рукопожатий Козловский добавил

: - Лучший подарок для меня - снимок в вашей газете.

- Как отмечать будете?

- А никак. Буду работать дотемна, потом - домой. Утром опять в поле. Так что никаких застолий во время жатвы. Вот управимся с уборкой, посеем озимые - тогда можно и чарку поднять.

- Все верно, - пояснил председатель колхоза Владимир Васильевич Полозков. - Во время страды мы никому не запрещаем выпивать. Хочешь - пей, дело твое. Но попался - десятому закажешь. В прошлом году один механизатор приложился к рюмке после работы, думал, что никто ничего не заметит. Просчитался бедолага. Наказали так, что наутро прибежал в контору просить прощения: "Пожалей, у меня семья, дети..." Пьяницам у нас в колхозе нет никакого прощения. Об этом все знают.

Возможно, потому четко и слаженно ведутся в колхозе все полевые работы. Особенно это было видно на большом хлебном массиве возле деревни Смольница. Где-то там, далеко возле леса комбайнеры "добивали" последние гектары пшеницы, а тут, рядом с дорогой, убегающей в аэропорт Минск-2, уже знакомые нам именинник Сергей Козловский и Денис Голодок скатывали солому в рулоны. Тут же ее загружал в машины Виктор Трубин, а водители - однофамильцы Юрий и Анатолий Василенки - без задержек отвозили к местам складирования. Освободившуюся площадь усердно пахали шефы из райсельхозтехники Владимир Шиманович и Андрей Шеремет.

Мы, как в кино, увидели то, что в деревне называется уборочным конвейером. Это когда одна работа тут же, без потери времени следует за другой. И заканчивается весь этот технологический цикл... севом.

Возле деревни Домашаны поле удобрено, хорошо вспахано, прикатано. Здесь трактористы Василий Купрейчик, Анатолий Копиш и сеяльщики Михаил Чернышов, Виктор Чеботарев сеют озимую рожь. Семена ложатся во влажную почву: ночью прошел настоящий ливень, кое-где в низких местах стоят лужи. Утром комбайнеры пригорюнились: дескать, потеряем час-другой, пока просохнут зерновые (значит, меньше заработаем). А трактористы, наоборот, повеселели: после дождя легче земля пашется, лучше сеется (опять же разговор о деньгах - их больше получим).

У каждого свой расчет. Одни убирают урожай нынешний, другие, говоря агрономическим языком, закладывают основу будущего. Как видите, за хлебом идет хлеб.

Смотришь на все это и думаешь - не сама машина ходит... Кто-то управляет всем этим конвейером. Этот кто-то находится сейчас в поле, рядом со мной. Я слышу его команды-распоряжения главному агроному, главному инженеру, бригадирам полеводческих бригад. Голос спокойный, ровный, но требовательный. Указания конкретные, деловые.

- На людей никогда не повышаю голос, - говорит Владимир Васильевич Полозков. - Это не в моем характере. Хорошо человек трудится или плохо - во многом зависит от меня. Я должен создавать всем нормальные условия для жизни и работы, позаботиться о том, чтобы у всех был приличный заработок. Если все это у людей есть, то и дела в колхозе будут идти хорошо.

В разговоре с механизаторами я не услышал каких-то жалоб, просьб, обид. Не заметил на лицах усталости. Ее пока и не должно быть. Ведь убрана примерно лишь пятая часть того, что находится на полях. С зерновыми все ясно: обмолот их подходит к концу, они дают по 35 центнеров с гектара (на 10 центнеров больше прошлогоднего). Начался сев озимых, впереди - уборка картофеля, корнеплодов, других овощей... Так что до завершения страды на полях еще далеко.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter