О создателе первого белорусского театра Игнате Буйницком

Лето. Хочется на воздух

Нередко книги я раскрываю по цепной реакции: начинаю искать какие–то цитаты, те отправляют к очередному источнику... Так вновь взяла в руки книгу Рыгора Семашкевича «Янка Купала i беларускае адраджэнне». Семашкевич, поэт и литературовед, умер, не прожив и 37. Наткнулась на его замечательное поэтичное эссе о создателе первого белорусского театра Игнате Буйницком. Бедный шляхтич, который сам обрабатывал наследственный кусочек земли, вместе с тремя дочерьми 105 лет назад создал театральную труппу. В ней играли и местные крестьяне, и студенты, и писательница Цётка, и профессиональный революционер Алесь Бурбис, и будущая жена Янки Купалы Владка Станкевич. «Працаваць ён умеў, а танцаваць яго навучыла гора».



Сколько непонимания, сколько препятствий пришлось преодолеть Игнату Буйницкому! Ведь труппа играла на языке, который считался «мужицким», обращение к народной культуре почиталось крамолой. Даже вторая жена от театрала ушла из–за его странного увлечения. Буйницкий продавал землю, чтобы содержать артистов. Зато они выступали в Минске, Петербурге, Варшаве и Вильнюсе. А еще ездили по окрестным деревням. По легенде иногда Буйницкому с дочерьми самим приходилось впрягаться в повозку с декорациями. Зато люди собирались со всей округи, народ открывал для себя свою национальную культуру. Меня всегда увлекала эта картинка — странствующий театр, молодые энтузиасты, идущие в жару или по осенней слякоти за скрипящими повозками, на которых навален нехитрый сценический скарб — действие спектаклей происходило не во дворцах, а в мужицких хатах.

Как раз параллельно я перечитывала Станиславского, создателя нового русского театра. Когда его труппе понадобились декорации к спектаклю «Царь Федор Иоаннович», Станиславский с друзьями отправился на корабле по Волге, скупая у купцов прибрежных городов меха, парчу, позолоченные подсвечники...

Семашкевич приводит легенду о свитке, то бишь армяке, Буйницкого, которая много лет в белорусском театре передавалась артисту, лучше всех исполнявшему роли, которые играл когда–то Буйницкий.

Сам Буйницкий во время разъездов заразился тифом и умер в 1917 году в больнице возле местечка Городок на Молодечненщине.

Как жаль, что тогда не было смартфонов и планшетов, и никто не заснял те уникальные спектакли, игравшиеся в хозяйственных пристройках и на площадях местечек, open air, как бы мы сегодня сказали.

Как необходимы такие встречи с искусством, как не хватает их! И, к моему удивлению, именно летом, в городе, когда, казалось бы, все пространство — театр под открытым небом. Есть сток–базары, индийские базары, распродажи разного рода, но не скрипят повозки артистов, подъезжая к площадям. Стационарные театры на гастролях, за все изредка заезжее — плати. Сходила на Арт–базар во Дворце искусства — жарища, людей нет. Эту выставку–продажу белорусских дизайнеров, на которую съехались уникальные мастера, объединили с выставкой репродукций модного Густава Климта и брали за вход 50 тысяч.

Между тем практически любой европейский город летними днями, а особенно вечерами превращается в концертную площадку, где каждый день забесплатно можно что–то услышать, увидеть, приобщиться к высокому. В варшавских Лазенках играют Шопена, в Барселоне перед главным собором все желающие увлеченно танцуют народные танцы, приятно видеть взявшихся за руки веселых пенсионеров, отплясывающих сардану. Везде оркестры и оркестрики...

Вы можете возразить: у нас народ на уличные спектакли не пойдет. Полноте! Люди не так примитивны. Буйницкому тоже говорили: зачем мужикам театр? Зачем спектакли на белорусском языке? А из его искусства, из его самоотверженного служения возникла белорусская драматургия, его считает «отцом» Купаловский театр. А насчет «не пойдет»... Недавние музыкальные вечера у минской Ратуши, на которых профессиональные музыканты играли джаз и прочую классическую музыку, доказали, насколько это востребовано. Море людей разных возрастов, разных профессий. Кто усаживался на бордюры, кто терпеливо стоял. Съезжались даже из окрестностей мегаполиса!

Городу нужен уличный театр. Нужны классическая музыка, танцы и поэтические чтения. Где теперь свитка Игната Буйницкого?

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 156 (24786). Вторник, 18 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter