Летная карта

Небо как источник высоких доходов

Небо как источник высоких доходов

Транзитное положение нашей страны позволяет больше зарабатывать на авиасообщениях. Какое будущее у аэропортов в Минске и регионах? 

Между прошлым и будущим

Гродненцы еще помнят те времена, когда менее чем за час из областного центра можно было добраться в Минск. Воздушные суда доставляли пассажиров из местного аэропорта, экономя их время, и по многим другим маршрутам. Последние годы аэропорты в областных городах напоминают, скорее, тихую гавань, и на то есть объективные причины. Но означает ли это, что отечественная гражданская авиация в регионах сдала позиции?

В аэропорту Гродно пусто, но складывается впечатление, что здесь с минуты на минуту ожидают пассажиров. Зал ожидания преображен недавним ремонтом, приведены в порядок и все сопутствующие помещения, включая комнату для матери и ребенка. Как и в любом другом международном аэропорту, в Гродненском предусмотрен зал ожидания бизнес-класса, который впечатляет своим стильным интерьером. Стоит заметить, что на совместных учениях “Запад-2013” этот аэропорт сумел достойно принять делегации высоких гостей, включая президентов Беларуси и России.

То, что видит сегодня пассажир в гродненском аэропорту, вызывает ностальгию, но убеждает, что гражданская авиация жива и находится в ожидании. Неизменным, как и десятки лет назад, остается утро в аэропорту для сотрудников. Руководитель полетов с инженером аэродромной службы объезжают летное поле, проверяют взлетно-посадочную полосу, все службы занимают свои посты. Строго по времени начинается инструктаж дежурной смены, заслушивается доклад о готовности аэропорта к рабочему дню.

— Наш аэропорт имеет статус международного и он отвечает современным требованиям. Здесь функционируют все необходимые службы для обеспечения полетов, для приема, выпуска самолетов. Мы не только сделали акцент на ремонте помещений, но, главное, заменили устаревшее оборудование на современное. Первыми и в Беларуси, и в СНГ установили радиолокатор фирмы Thales, обеспечивающий видимость в радиусе 450 километров и в диаметре 900 километров. Располагаем современными ретрансляторами для поддержания устойчивой связи, системой документирования и т. д. Наша диспетчерская служба, укомплектованная специалистами, получившими языковую подготовку в Англии, достаточно компактная и современная, ничем не уступает западным аналогам. Штат, от службы сервиса до инженерной службы, укомплектован профессионалами с высшим образованием, имеющими специальную языковую подготовку, — рассказывает начальник Гродненского филиала РУП “Белаэронавигация” Анатолий Купрашевич. — Законы авиации написаны по горькому опыту катастроф. И наш аэропорт тоже их соблюдает строго. Мы имеем аварийно-спасательные расчеты. Медицинская служба также располагает всем необходимым для работы в сложных ситуациях.

Новые рейсы

Вместе со старшим диспетчером Владимиром Любицким поднимаемся к “сердцу” аэропорта — командно-диспетчерскому пункту. Даже неискушенным глазом видно, что оборудован он по последнему слову техники. В небольшом помещении слаженно работают руководитель полетов Сергей Благун и два диспетчера — Василий Попов и Марина Клебеко. В тот день аэропорт готовился к отправке чартерного Ан-12, следовавшего из Украины в Нидерланды. Времени на разговоры у авиаторов нет, ведь это только со стороны может показаться, что на воздушных путях ничего не происходит.

К слову, в 1985 году Владимир Любицкий, тогда еще начинающий диспетчер, предотвратил катастрофу Ту-134, следовавшего рейсом Гродно — Москва с 76 пассажирами на борту. Во время разбега воздушного судна он услышал странные хлопки, а затем увидел дым из правого двигателя. Бдительность диспетчера и правильно поданная им команда помогла пилотам справиться с аварийной ситуацией, а сам Владимир Владимирович был награжден орденом Почета.

Сегодня региональные аэропорты находятся в ведении РУП “Белаэронавигация”. Гродненский аэропорт, в частности, занимается чартерными рейсами, перевозкой срочных грузов. Нередки бизнес-рейсы, активно пользуется его услугами санитарная авиация и т. д. Вместе с тем уровень международного класса позволяет ему иметь более широкие функции. Первой ласточкой стал ежегодный рейс “Белавиа” Гродно — Калининград.

Воздушный ренессанс

Без того преображенный накануне ЧМ-2014 Национальный аэропорт Минск — на пороге следующих этапов грандиозной реконструкции. В ближайшие годы здесь должны появиться логистический комплекс, вторая взлетно-посадочная полоса, гостиница, к 2030-му — выставочный центр, культурно-развлекательная зона и сектор приема высокопоставленных лиц с ангарами для частных самолетов.

— В 2011 году был принят Указ Президента “О некоторых мерах по строительству и реконструкции объектов Национального аэропорта Минск”, — говорит архитектор “БелНИИПградостроительства” Игорь Курсевич. — Наш институт подготовил градостроительный проект детального планирования территории. Цель преобразований — не только модернизировать аэропорт, но и превратить его в крупный пересадочный и перегрузочный транспортный узел, привлечь иностранные авиакомпании, увеличить объем транзитных перевозок. И даже повысить инвестиционную привлекательность пригорода Минска.

Для этого уже в нынешнем году в Национальный аэропорт планируется пустить пассажирские дизель-поезда, а в перспективе уложить дополнительные пути, что позволит поездам въезжать непосредственно в здание аэровокзала. Которое, в свою очередь, прирастет дополнительными модулями, сохранив при этом свою нынешнюю дугообразную форму. Разумеется, при этом перед аэропортом появятся новые многоуровневые и плоскостные паркинги, а запроектированная культурно-развлекательная зона объединит в себе гостиницы и рестораны, музей авиатехники с авиасимуляторами, боулинг-центр, картодром и велотрек, торговые и спортивные объекты. Специалисты считают, что с учетом планируемого строительства Китайско-белорусского индустриального парка культурно-развлекательная зона будет востребованной. Востребованность же самого аэропорта, судя по постоянному росту его пассажиропотока, и вовсе не вызывает сомнений. Как и будущее белорусской авиации в целом.

Только в полете живут самолеты

ОАО “Авиакомпания Гродно” — правопреемник той гражданской авиации, которая берет начало с 1945 года, когда в Гродно было создано первое звено самолетов. Сначала они выполняли санитарные задачи, затем перевозку пассажиров. К слову, это единственная сохранившаяся с советских времен региональная авиакомпания Беларуси, аналогичные же были в каждой области. В ее наличии находятся самолеты Ан-2 и Ан-30.

— В составе нашей авиакомпании около 20 пилотов, 18 человек — технический персонал. Все эти люди имеют большой опыт, высокую квалификацию, знают английский язык, что позволяет нам совершать международные полеты и решать другие ответственные задачи. Самолет Ан-30 выполняет функции грузового. Сейчас, к примеру, ведет грузоперевозки в одной из африканских стран. Мы привлекаемся к сельскохозяйственным работам как в Беларуси, так и в России. В данный момент идет подготовка группы в Краснодарский край. Часть самолетов выполняет аэрофотосъемочные работы в интересах Министерства лесного хозяйства и других структур. Задействованы наши самолеты Гродненским и Гомельским аэроклубами и т. д. Используем “ретро-самолет” в туристических целях. Совместно с туристическими фирмами предоставляем возможность взглянуть на нашу прекрасную Гродненщину, Беларусь с высоты птичьего полета. В начале июня намерены осуществить интересный туристический проект, приуроченный к Дню освобождения Беларуси. Планов много, и мы связываем их с Государственной программой развития гражданской авиации на 2014—2020 годы, которую сейчас рассматривает рабочая группа, — рассказывает директор ОАО “Авиакомпания Гродно” Олег Качалов.

Штат авиакомпании подготовлен на высоком уровне и ему по силам осуществление новых планов. Стоит заметить, что только в листе ожидания желающих пополнить эту команду 15 специалистов.

Районная приземленность

В послевоенные годы в БССР авиатрассы в разное время связывали 64 района — по сути, каждый второй. Первая регулярная авиалиния была почтовой и соединяла посредством “небесных тихоходов” У-2 столицу республики последовательно с Глуском, Паричами и Мозырем.

В 1933 году открылся Минский аэропорт, наладивший почтовое, а два года спустя — и пассажирское сообщение с Москвой. В середине пятидесятых самолетами можно было добраться в Уллу, Подсвилье, Туров, Давид-Городок, выполнено немало внутриобластных рейсов...

Авиация в БССР своим расцветом была обязана как копеечным в то время ценам на топливо, так и банальному бездорожью: проложить небесные трассы было проще, нежели земные. В результате, скажем, из Минска в Брест или Верхнедвинск в 1950 — 1960-х годах поезд или автобус добирались почти 10 часов, самолет же — за час. С развитием автомобильных дорог ситуация в корне изменилась, и все же...

Первый внутриреспубликанский

— Сегодня региональные аэропорты носят статус международных и соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям. В основном они используются для посадок воздушных судов грузовых авиакомпаний с парком самолетов Ил-76 и АН-12, — говорит директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир Костин. — После распада Советского Союза пассажиропоток в региональных аэропортах резко упал, и сейчас сложно использовать все их возможности. Однако в настоящий момент разрабатывается оптимальная модель развития, которая позволит успешно функционировать региональным и Национальному аэропорту Минск одновременно. В преддверии летнего сезона формируется чартерная программа и обеспечивается загрузка воздушных судов до уровня, когда эти рейсы становятся прибыльными. Постоянно проводится работа по привлечению иностранных авиакомпаний. В перспективе планируется возродить полеты внутри страны, то есть связать между собой все областные аэропорты.

Кстати, перелеты Минск — Гомель могут стартовать с 11 июня и осуществляться дважды в неделю по 3 сентября 2014 года. Для их выполнения планируется использовать самолеты CRJ-200, ориентировочная стоимость авиабилета может составить около 15 евро в одну сторону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter