Летать – и никаких фокусов!

Как скоро в Беларуси появится транспорт на магнитной подушке? За учеными дело не станет, говорит младший научный сотрудник Алексей Климза. Модели парящих в воздухе «вагонеток» созданы в одной из лабораторий Института физики твердого тела и полупроводников.

Как скоро в Беларуси появится транспорт на магнитной подушке?

За учеными дело не станет, говорит младший научный сотрудник Алексей Климза. Модели парящих в воздухе «вагонеток» созданы в одной из лабораторий Института физики твердого тела и полупроводников.

Малоизвестный научный факт: нобелевский лауреат 2010 года физик Андрей Гейм в 2000 году был удостоен Шнобелевской премии за... использование магнитов для демонстрации левитации лягушки.
Фото отважно парящего над столом земноводного облетело земной шар: возможно, именно оно вдохновило на эксперименты с полетами английского мага Дэвида Копперфильда. До него левитировать, то есть игнорировать силу тяжести, удавалось разве что индийским йогам, но они не оставили документальных подтверждений своих чудесных способностей.
— Чудес не бывает, а все трюки объяснимы с точки зрения физики, — не верит Копперфильду и йогам младший научный сотрудник лаборатории электронной керамики Института физики твердого тела и полупроводников НАН Беларуси Алексей Климза. — Большинство из них построено на игре света и тени, позволяющей скрыть поддержки и страховки.
Алексей Климза демонстрирует нам левитацию без фокусов — летающую керамическую болванку. Штучка величиной с конфету трюфель способна не только парить, но и удерживать в воздухе груз примерно в 2 кг.
— Тридцать-сорок таких звеньев поднимут в воздух человека, — говорит автор модели. — В Японии и Китае уже ходят первые поезда на магнитной подушке.
Японские поезда работают на мощных электромагнитах, модель Алексея — тоже на магнитах, но постоянных. Это намного дешевле, хотя есть проблемы с мощностью. Направленное магнитное поле образует желоб, который не дает грузу сойти с траектории: модель может левитировать не только над “рельсами”, но и под ними.
— Это сверхпроводящая керамика, — раскрывает секрет Алексей Климза. — Сверхпроводник — идеальный диамагнетик, он отталкивается от обоих полюсов магнита. Поскольку сверхпроводимость возможна только при низких температурах, керамическую болванку приходится охлаждать в жидком азоте до температуры порядка 120 градусов Кельвина (минус 150 по шкале Цельсия). Температура жидкого азота еще ниже — около 78 градусов Кельвина, поэтому мы охлаждаем ее “с запасом”. Пока керамика не нагреется, она сохраняет свои диамагнетические свойства.
— Планируем эту тематику развивать, но пока текущие дела не позволяют. Хотелось бы для начала изготовить несколько образцов левитирующего “транспорта”, отработать технологию. Затем создать опытное левитирующее транспортное средство: для начала в пределах предприятия или даже цеха. На операциях, где важно работать бесшумно, привычные средства передвижения может заменить “летающая” тележка с оператором. А укладывая газо- или нефтепровод, можно заодно провести магнитную дорогу, над которой будут носиться проверяющие целостность трубопровода роботы.
Пока планы остаются в статусе мечты, модель Алексея Климзы собирает зрителей на выставках научно-технических разработок.
— Мы представляем ее ради популяризации науки, — объясняет собеседник. — Чтобы показать будущим поколениям ученых, сколько неразгаданных загадок и нереализованных проектов ожидают их участия...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter