Лететь или нет: как планировать летний отпуск

Летали, знаем…

Близится пора отпусков. Наверняка, многие из вас задумываются, как планировать свои летние деньки в ситуации, когда что-либо прогнозировать — себе дороже. Одна из участниц нашей рубрики даже слышать не хочет о том, что к лету инфодемия рассосется, ее прогноз: в этом году никто в отпуск не полетит. Оппонентка от радости дальних путешествий воздерживаться не намерена и мечтает прыгнуть в первый же самолет уже в июне: она уверена, что авиасообщение между странами вот-вот восстановят. Интересно, как думает отдыхать наш неутомимый рефери — у моря или на озере в ближайшем лесу?


Людмила ГАБАСОВА

Время для размышлений

Вика, я здесь полный пессимист. И не потому, что боюсь коронавируса. Наоборот, с глубочайшим изумлением (если не сказать, с тихим ужасом) наблюдаю, что он творит с мыслительным аппаратом человека, как проверяет его IQ на вшивость. Некоторые молодые да крепкие, гляньте, из дома высунуть нос боятся, а вы им про перелеты да про путешествия? В ситуации, когда ни одна из стран толком не решила, когда откроет границы? Бросьте.

«Существует только одна форма инфекции, которая распространяется быстрее, чем вирус. И это — страх» (Дэн Браун, американский писатель).

Во Франции и Германии всерьез заявляют, что ограничительные меры с большой долей вероятности будут продлены до сентября. В Украине — что «будем сидеть как минимум до июля». В Дании отменены на лето все знаковые мероприятия. Причем каждую неделю прогноз меняется, а сроки «выхода в свет» отодвигаются. Италия вон вообще размышляет, не стоит ли побыть в карантине до тех пор, пока на рынке не появится вакцина. А это, напомню мнение ученых, светит нам не ранее, чем через год. В общем, ЕС, похоже, намерен отсиживаться по каморкам и дрожать от неопределенности еще долго. И ждать первого героического опыта открытия границ. Потому что, как показала вся эта история с введением суровых карантинных мер, чужой пример крайне заразителен. Как, увы, и чужая паника. И чужие фейки.

И даже если оптимистично предположить, что «стакан уже наполовину полон» и путешественникам вновь дадут зеленый свет, все равно перспективы туманны. Карантин везде нынче убивает гостиничный, ресторанный и, собственно, туристический бизнес. Как выжить кафе в центре Рима, если в него никто не ходит? Гостинице в Словакии, когда в ней ни разу за четыре месяца не останавливались? Гиду по Вене, к которому не обращаются за услугами? На коленях стоит и сама авиационная отрасль. Наиболее востребованный в Европе перевозчик Lufthansa каждый час теряет около миллиона евро. Каждый день, неделя за неделей. И уже просит государственной поддержки. А компании, которые не имели такого «финансового жирка»? Кто же нас повезет, Виктория, куда и зачем? И кто нас там будет ждать: местное население, которому вдолбили в голову, что «человек человеку — микроб»?

COVID-19, думаю, вообще многое изменит в нашей жизни. Как сказал один американский врач: «Это будет новый способ коммуникации с миром». И речь же не только о том, что все вдруг поняли, как правильно мыть руки, кашлять и чихать. Наверное, сильно перестроятся национальные системы здравоохранения, которые оказались не готовы к пандемии ни технически, ни логистически, ни даже морально-психологически. Ну да, считалось же самодовольно, что в XX веке человечество окончательно разобралось с массовыми инфекциями — зачем, мол, столько коек, столько врачей, специализированных отделений и больниц? А оказалось, поспешили с выводами… 

И потом, теперь мы с вами наконец задумаемся: какова цена бесконечных перелетов множества людей, носителей вирусов и бактерий, по всему свету туда-сюда? Благодаря безудержной свободе перемещений коронавирус благополучно и распространился. Видимо, туристические Мекки ну очень сомневаются, нужна ли им в будущем такая популярность, а туристы — стоит ли свеч такое удовольствие. Все настолько перепугались за свою жизнь, что уже не хотят никаких красот и экзотики. Ни шведских столов, ни аудиогидов. Только парацетамол, маску, антисептик, гречку и туалетную бумагу, если судить по рейтингу продаж. Я согласна с мудрым российским медиком Николаем Дурмановым: зато поднимется интерес к внутреннему туризму, менее опасному в плане смены популяции, риска инфицирования, завоза какой-то заразы. В США доходы от него уже больше, чем от автомобилестроения — более 1,5 трлн в год! Экскурсии по Беларуси тоже с каждым годом все востребованнее, отдых — комфортнее, а энтузиасты предлагают все новые маршруты и адреса. Почему бы не воспользоваться моментом? Так что предлагаю обратить свой взор на чудесные родные просторы. Хотя бы пока. Во всяком случае, этим летом.

gabasova@sb.by

Виктория ПОПОВА 

А там еще немного — и Прованс!

Как же вы не понимаете, Людмила? Именно отсутствие «финансового жирка» и подтолкнет все страны к снятию блокпостов. Может так статься, что через месяц о коронавирусе никто и не вспомнит. Меня в этом убеждает опыт Китая: до чего железно и дисциплинированно карантинила «столица» COVID-19 Ухань, но работа сама себя не сделает — два месяца изоляции мегаполису хватило, чтобы «отмереть» и заново открыть все сообщения с миром.

«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один» (Уильям Блэкстоун, английский философ). 

В старушке же Европе плотность населения с китайской не идет ни в какое сравнение: в Ухане 1400 человек на квадратный километр, у нас, в Беларуси, — 46, в Германии — 230. Читаем на этой неделе, что немцы уже смягчают нормы карантина (продержались 24 дня): потихоньку запускают людей на торговые площади, в гольф-клубы, музеи, зоопарки и даже в парикмахерские, так к лету и до наших любимых аэропортов очередь дойдет. Вы думаете перевозчикам сильно нравится подсчитывать ежедневные миллионные потери? Конечно же, нет. Вдумайтесь: треть воздушных судов всего мира стоит на приколе. Ослабляют карантинные меры и в Чехии — в одной только Праге, заявляют рестораторы и отельеры, они могут недосчитаться 20 миллионов туристов в этом году, поэтому любые предложения о продлении карантина резко отвергают на самом высоком уровне. Возвращается к жизни Австрия: торговые центры там откроют 2 мая, отели и рестораны — в середине месяца. А в июне у них уже начнут летать самолеты, как обещает канцлер Себастьян Курц. 

Могу согласиться, что дизайн нашей жизни действительно слегка обновится: в аэропортах придумают, как тестировать людей на вирус перед вылетом, измерят температуру, на каждом углу развесят антисептики и даже маски стюардессы станут раздавать путешественникам бесплатно — только бы успокоить наши растревоженные инфодемией души и поскорее умчать навстречу полноценному восстановлению экономики. В том-то и дело, что без туриста многим европейским странам выжить очень непросто, и именно поэтому, с моей точки зрения, будущее предельно ясно: деньги победят, они часто побеждают, и уже нынешним летом мы все снова полетим друг к другу в гости. 

Люди соскучились по движухе, вот что я вам скажу. Вы цитируете американского врача, наверняка, умного и достойного. В ситуации с пандемией медики всего мира каждый день выдвигают все новые гипотезы и версии, очень часто противоречивые, из чего я делаю заключение, что никто ничего не знает наверняка, наука еще в поиске. Зато миллионы людей, попавшие под карантин, стопроцентно осознали, какое барахло все эти наши «новые способы коммуникаций»: зумы, онлайны и фейстаймы. Общаться люди хотят не через стекло или экран, а лично: встречаться, обниматься, пожимать руки друг другу, пить кофе на самой большой людной площади, улыбаться солнцу и распустившимся каштанам. Так уж мы устроены. Если бы после каждой напасти, гриппа, чумы или тифа люди вели себя так, как вы нам тут рисуете, Людмила — забивались бы от страха в норку и сидели бы там в бессильной дрожи до самой смерти, — человечество бы давно вымерло. Но вы и сами прекрасно понимаете, что это не так. Смысл жизни в движении, ежедневном общении и в радости маленьких открытий. Мои друзья уже триста раз прокляли все соцсети и пишут о том, как мечтают хотя бы летом взлететь в небо, чтобы «распечатать» свои новенькие визы и туры, которые у многих, так уж вышло, подвисли на долгие месяцы.

Скажу больше, Людмила, я неисправимый оптимист и ближайшим летом собираюсь рвануть в Ухань — вы видали, какой это красивый, необыкновенный и фантастический город? Я посмотрела видео и влюбилась в эти сказочные небоскребы с первого взгляда. Мечтаю подняться на 125-й этаж Гринленд-Центра, осмотреть Ухань с высоты птичьего полета и, простите, чихнуть от восхищения — какую человек умеет вокруг себя красоту созидать! 

popova@sb.by

Брейк!

Хочется надеяться на лучшее, но приходится рассчитывать на худшее. Поэтому сначала я всей душой был за позицию Виктории, всю такую лучистую и оптимистичную, но потом разум подсказал встать на сторону Людмилы. Ей и отдаю предпочтение в этом споре.

Вика, ты удивишься, но выглядишь ретроградом. Цепляешься за старую привычку к зарубежным поездкам точно так же, как белые эмигранты, сидя где-то в Париже, тосковали по жофруа из утки в ресторанах царского Петербурга. Заруби себе на носу: возврата к прошлому не будет. Это так же невозможно, как тем эмигрантам вернуться назад в СССР. Будет пересмотрена (уже пересматривается) вся система отдыха, сложившаяся за последние десятилетия. Огромные отели скоро станут никому не нужны, люди еще долго не рискнут отправляться в дальние страны, чтобы не застрять там, как путешественники в этом году. 

Пандемия, кроме всего плохого, это еще и шанс. Возможность встряхнуться, оглянуться и обнаружить вокруг массу прекрасных мест для отдыха в нашей стране. Шанс испытать новые ощущения, скинув пелену наваждения уже изрядно приевшихся турецких и болгарских пляжей. Просто надо быть смелее, не киснуть и решительно спеть новый туристический гимн: «Отречемся от старого тура!» 

Роман РУДЬ.

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter