Леся и Сергей
25 февраля в день рождения Леси Украинки по решению Минского гор-исполкома на доме по ул.Куйбышева, 10 торжественно открывается мемориальная доска. Надпись на белорусском и украинском языках гласит: «У доме, што стаяў на гэтым месцы, у 1898—1901 гг. жыла і працавала класік украінскай літаратуры Леся Украінка (1871—1913)”. Автор доски — скульптор Александр Мирончик, инициировали ее установку доцент БГУ Татьяна Кобржицкая и профессор БГУ Вячеслав Рагойша – руководители Белорусской ассоциации украинистов. Инициативу активно поддержало Посольство Украины в Беларуси.
Что же связывает украинскую поэтессу с Минском? Ее удивительно волнующая и трогательная, чистая любовь к Сергею Мержинскому...
Настоящее ее имя и фамилия – Лариса Косач, родилась
25 февраля 1871 года в Новгород-Волынском. Детство будущей поэтессы проходило на Волыни среди живописной природы.
Девочку рано поразил тяжелый недуг – костный туберкулез. По этой причине она не смогла получить систематическое образование. Сила воли, необычайная одаренность Леси просто изумляет. Испытывая постоянные физические страдания, в раннем возрасте она овладела немецким, французским, а также латинским и древнегреческим языками. Позже изучила английский, итальянский, польский, болгарский и испанский. В девятнадцатилетнем возрасте написала для младших сестер учебник «Древняя история восточных народов». Ей были подвластны науки, музыка…
Известный украинский деятель культуры Михайло Павлык писал в 1891 году: «Леся просто ошеломила меня своим образованием и тонким умом… Для своего возраста это гениальная женщина. Тем печальнее, что бедняжка не живет, а мучается…»
В 1893 году вышла небольшая книжка стихов Леси Украинки «На крыльях песен», само название которой уже определяло ее песенный характер.Творчество поэтессы достигло вершины в годы, примыкавшие к первой русской революции. Ее гражданские стихи, сильные, образные, эмоциональные, печатались в подпольных листовках и прокламациях, воодушевляли рабочую молодежь.
С Сергеем Мержинским Леся познакомилась в 1897 году в Крыму. Будто тяжелый рок вел их к этой встрече и последовавшей за ней дружбе. Мержинский служил в Минске, в Государственном контроле Либаво-Роменской железной дороги. Работа не в радость, его влечет совершенно иное дело. Сергей Константинович — один из видных русских марксистов, член киевской, а потом минской социал-демократической организации.
По свидетельству очевидцев, это был человек исключительных душевных качеств. Скромный, деликатный, впечатлительный. Ко времени знакомства с Лесей Мержинскому — 27 лет, он очень красивый, блестящие ярко-синие глаза, черные брови на бледном матовом лице.
Вполне естественно, что эти две чистые, впечатлительные души потянулись одна к другой. К тому же их объединяли во многом одинаковые идеалы. Как раз в период знакомства Леся Украинка изучает «Капитал» Маркса, переводит социал-демократическую литературу.
В Минск Леся приезжала не-однократно. Мержинский, человек интеллигентный и начитанный (учился в Киевском университете), «друг ее идей», познакомил украинскую писательницу с минской творческой интеллигенцией, помог напечатать некоторые ее статьи в прогрессивном санкт-петербургском журнале «Жизнь», хлопотал о постановке ее драмы «Голубая роза» и так далее.
Леся Украинка посвятила своему близкому другу прекрасные стихотворения. И хотя это интимная лирика, но в ней черты общественной целеустремленности. Эти стихи долгое время покоились в рукописном фонде поэтессы и только после ее смерти увидели свет. Какая-то особая деликатность мешала Лесе Украинке раскрыть перед читателями свои интимные переживания.
«Тебя, как плющ, держать
в своих объятьях,
Укрыв от света, хочется
порою;
Не собираюсь жизнь
твою отнять я,
Как плющ руину, я тебя укрою.
Им хорошо вдвоем,
как нам с тобою,
Но час придет рассыпаться
руине,
И плющ она укроет под
собою…
Зачем он нужен здесь один,
в долине?
…Состояние Мержинского, заболевшего туберкулезом легких, ухудшалось. В начале января 1901 года Леся приезжает в Минск, окружает умирающего друга нежной заботой, теплом и лаской. Ей было невыносимо тяжело. «Мы даже редко с ним разговариваем, он только просит, чтобы его не оставляли одного, ну да, конечно, об этом и просить не надо…» Несмотря на ситуацию просто трагическую, Леся пишет в Минске несколько прекрасных стихотворений, а за одну ночь 18 февраля — драматическую поэму «Одержимая».
Сергей Мержинский умер
3 марта 1901 года, в последний путь его провожала Леся. Выполняя завещание своего друга, она и похоронила его на бывшем Сторожевском кладбище. Прощальным мотивом, полным боли и печали от невосполнимой утраты, звучат стихотворные строки поэтессы:
«Уста твердят: ушел он
без возврата,
Нет, не покинул –
верит сердце свято.
Ты слышишь, как струна
звенит и плачет,
Она звенит, дрожит
слезой горячей.
Здесь, в глубине, трепещет
в лад со мною:
«Я здесь, я здесь всегда,
всегда с тобою!»
Через многие десятилетия, в день рождения поэтессы в Минске ожила волнующая память про Лесю и Сергея…